Чтение вслух действительно способствует запоминанию информации, а если человек читает про себя или слышит свой голос со стороны, он усваивает материал хуже, пишут ученые из канадского Университета Ватерлоо в статье, опубликованной в журнале Memory.
Хорошо известно, что для того, чтобы лучше запомнить текст, нужно прочитать его вслух или переписать от руки. Но нейрофизиологи не вполне понимают, какие процессы лежат в основе этого феномена. Исследователи проводят эксперименты, во время которых они сравнивают разные методы — например, прослушивание записей своего или чужого голоса — и определяют, что именно играет решающую роль. Так, по мнению ученых, разница в эффективности разных стратегий, например между проговариванием и прослушиванием текста, может быть обусловлена необходимостью использовать речевой аппарат.
Психологи Ной Форрин (Noah Forrin) и Колин Маклауд (Colin MacLeod) поставили эксперимент, в котором приняли участие 75 студентов Университета Ватерлоо. Исследование проходило в два этапа: сначала испытуемые приходили в лабораторию и записывали на диктофон 20 слов, которые исследователи демонстрировали им на компьютере. Во второй части эксперимента, которая проходила две недели спустя, добровольцы пытались запомнить новые слова разными методами: читали их вслух или про себя, слушали сделанные ранее записи или голоса других людей.
Тестирование показало, что слова, прочитанные вслух, запоминаются лучше всего (p < 0,01). Следующим по эффективности методом оказалось прослушивание записей своего голоса. Наименее удачной стратегией оказалось чтение про себя.
По мнению Маклауда, результаты можно объяснить тем, что человек хорошо помнит звуки собственного голоса и начинает ассоциировать запоминаемую информацию с самим собой. Однако для того, чтобы делать однозначные выводы, необходимо исследование с намного большим количеством участников.
Ранее ученые выяснили, что после 40 дней ежедневных 30-минутных тренировок с использованием стратегического метода улучшения памяти, люди, способности которых не выделялись и ранее не тренировались, более чем удвоили объем запоминаемой информации. Также американский стартап Kernel недавно объявил о начале разработки имплантата для улучшения памяти и обучаемости людей с нарушениями этих функций.
Кристина Уласович
Наблюдения проводили в США
Джейсон Нагата (Jason Nagata) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско с коллегами провел проспективное когортное исследование и пришел к выводу, что повышение времени пользования социальными сетями у подростков связано с более низкими показателями когнитивных функций. В работу включили данные 6554 участников (51,1 процента — мужского пола) долгосрочного исследования ABCD. Данные анализировали в трех временных точках: на исходном уровне (2016–2018 годы, возраст 9–10 лет), через год (2017–2019) и два (2018–2020). Траектории пользования соцсетями выявляли групповым моделированием, когнитивные функции измеряли инструментом NIH Toolbox, связь между ними устанавливали множественными линейными регрессионными анализами. Результаты проведенного исследования опубликованы в JAMA: The Journal of the American Medical Association.