Мультикоптеры и малые беспилотные летательные аппараты самолетного типа при столкновении представляют существенно большую опасность для пассажирских самолетов, чем птицы. К такому выводу пришли специалисты организации ASSURE по итогам исследования, проведенного по заказу Федерального управления гражданской авиации США. Согласно заявлению американских авиационных властей, проведенное исследование является лишь первым; в ближайшие три года будут проведены дополнительные изыскания относительно опасности дронов для самолетов и вертолетов.
По данным Федерального управления гражданской авиации, ежемесячно в США регистрируются в среднем 250 сообщений пилотов самолетов об опасном сближении с дронами при посадке и взлете. При этом с каждым годом количество покупаемых дронов постоянно увеличивается: они выполняют полеты в парках, возле аэропортов, используются для обследования дорог. В октябре текущего года в Нью-Йорке было зафиксировано первое в истории столкновение в воздухе дрона и вертолета, а в Канаде — дрона и пассажирского самолета.
Для того, чтобы определить, какую опасность представляют дроны для самолетов и вертолетов авиационные власти разных стран и проводят исследования. В исследовании организации ASSURE принимали участие специалисты Университетов штатов Миссисипи, Монтана, Огайо и Уичита. Они проводили компьютерное моделирование попадания беспилотников в ветровые стекла самолетов, передние кромки крыла и хвостового оперения, а также в двигатели. Расчеты проводились для квадрокоптеров массой 1,2 и 1,8 килограмма и для беспилотников самолетного типа массой 1,8 и 3,6 килограмма.
По итогам расчетов выяснилось, что наиболее устойчивыми к попаданию дронов являются ветровые стекла самолетов, в то время как передние кромки крыла и двигатели при попадании в них беспилотников получают серьезные повреждения. При этом повреждения от дронов оказываются более существенными, чем если бы в то же самое место угодила птица тех же размеров и массы. Дело в том, что скелет птицы преимущественно окружен мягкими тканями и относительно легко ломается, в то время как детали беспилотников имеют большую прочность.
По итогам моделирования выяснилось, что при попадании в кромку беспилотник может сильно ее деформировать, ухудшая тем самым аэродинамические характеристики крыла. При этом аппарат может пробивать обшивку крыла. При попадании в двигатель беспилотник разбивается на множество частей вращающимся вентилятором, после чего чего обломки попадают вглубь двигателя сильно повреждая его. От вентилятора при столкновении тоже могут отрываться обломки и попадать внутрь двигателя. Полная версия отчета об итогах исследования опубликована на сайте ASSURE.
По итогам исследования в Федеральном управлении гражданской авиации США заявили, что во многом безопасность самолетов будет зависеть от разработчиков дронов, которые могут принять участие в разработке и производстве систем уклонения беспилотников от столкновения с самолетами. Кроме того, производители беспилотников должны предусматривать в программном обеспечении для них возможность загрузки и обновления данных о закрытых для полетов зонах.
Ранее исследования опасности дронов для самолетов были проведены по заказу авиационных властей Великобритании и Евросоюза. В целом специалисты, проводившие их пришли к выводу, что опасность для самолетов представляют тяжелые дроны. При этом ущерб от аппаратов массой до 1,5 килограмма сопоставим с ущербом от попадания в самолет птиц. При этом специалисты британской компании QinetiQ пришли к выводу, что любые дроны опасны для самолетов и вертолетов, не имеющих сертификата защищенности от столкновений с птицами. Подробнее об этих исследованиях вы можете прочитать в нашем материале «Дрон навылет».
Василий Сычёв