Американская компания Uber Technologies получила патент на изобретение системы сенсорной стимуляции, которая позволит предотвратить развитие болезни движения у пассажиров беспилотных автомобилей. Новая система в движении будет использовать световые и звуковые сигналы, изменять положение кресла и обдувать пассажиров, возвращая им связь с реальностью.
Беспилотные автомобили с высокой степенью автономности позволят пассажирам не обращать внимания на дорогу, занимаясь своими делами. Пассажиры смогут читать, смотреть фильмы или просматривать сайты. При этом у некоторых из них может развиться кинетоз, как это бывает у пассажиров в автомобилях сегодня, когда они не смотрят в окно.
Кинетоз, также называемый болезнью движения и морской болезнью, характеризуется сильным ощущением тошноты вплоть до рвоты, головокружением и общим недомоганием. Это состояние развивается в движении, но точные причины возникновения кинетоза пока до сих пор не известны.
Принято считать, что морская болезнь может возникать при несоответствии друг другу сигналов, поступающих от сенсорных систем организма, причем ведущую роль играют сигналы от вестибулярного аппарата. Например, кинетоз может развиваться у людей, во время качки находящихся в каюте корабля: сигналы вестибулярного аппарата говорят мозгу о качке, но глаза видят неподвижную обстановку вокруг.
Согласно патенту, в Uber решили, что кинетоз развивается как следствие недостатка сенсорной информации во время движения. Для предотвращения этого состояния компания намерена оснащать беспилотные автомобили световыми панелями, дисплеями, вентиляторами и кинетическими креслами.
Беспилотные автомобиль перед маневром будет выводить на дисплеи в салоне предупреждающую информацию, а во время самого маневра — зажигать световые панели, немного изменять положение кресел и включать несильный обдув воздухом пассажира. Предполагается, что поступление в мозг дополнительной сенсорной информации помимо сигналов от вестибулярного аппарата предупредит кинетоз.
Беспилотная техника под управлением компьютера зачастую может совершать множество резких маневров, ускорений и замедлений, которые негативно скажутся на комфорте и самочувствии пассажиров. Над повышением комфорта пассажиров беспилотной техники помимо Uber Technologies сегодня работают и исследователи в Федеральной политехнической школе Лозанны.
В декабре прошлого года они представили алгоритм автономного полета для дронов, который позволит создать беспилотное аэротакси достаточно комфортное для людей-пассажиров. Для того, чтобы пассажиры могли с комфортом летать на беспилотных аэротакси, швейцарцы добавили в алгоритм автономного полета возможность регулирования рывков — набора или сброса скорости за короткий промежуток времени
Настраивать рывки пассажиры смогут, основываясь на своих ощущениях перегрузок, возникающих при резких замедлении или ускорении. В зависимости от внесенных настроек алгоритм дронов будет иначе прогнозировать маневры и рассчитывать траектории уклонения от столкновения в воздухе.
Испытания нового алгоритма были проведены на десяти дронах. На испытаниях аппараты были выстроены в воздухе кольцом. Им дали задание поменяться местами пролетев через воображаемый центр кольца. Благодаря доработанному алгоритму дроны не только пролетели через центр не столкнувшись, но при этом плавно корректировали траекторию полета.
Василий Сычёв
Шведская компания Einride получила от властей США разрешение на использование своего беспилотного грузовика на американских дорогах. Компания разрабатывает полностью беспилотные грузовики, лишенные кабины, поэтому они ездят без водителя-испытателя.