Сражение антибиотиков с кишечной палочкой перенесли в космос

Экипаж Международной космической станции запустил из шлюза микроспутник EcAMSat, на котором будет проведен эксперимент по исследованию воздействия антибиотиков на кишечную палочку в условиях невесомости, сообщает NASA. Следить за текущим состоянием программы можно на сайте, посвященном данной миссии.

Необходимость обеспечивать здоровье людей на борту космических кораблей и орбитальных станций заставляет ученых выяснять, как будет меняться эффективность известных лекарств в условиях невесомости. В частности, в условиях пониженной гравитации в некоторых из вредоносных бактерий потенциально могут происходить физиологические и генетические изменения, которые могут поменять их чувствительность к известным антибиотикам. При этом заранее непонятно, повысится сопротивляемость бактерий или понизится.

Для изучения адаптации бактерий к изменению внешних условий ученые используют кишечные палочки Escherichia coli. Влияние пониженной гравитации на их устойчивость к антибиотикам уже проверялось в условиях искусственной микрогравитации на Земле. Эксперимент показал, что это приводит к генетической адаптации бактерий, в результате которой увеличивается их способность к росту и образованию колоний. Тем не менее чувствительность адаптированных E. coli ко всем известным антибиотикам сохранилась на прежнем уровне.

Теперь NASA проведет подобный эксперимент в условиях естественной микрогравитации на орбите Земли. Для этого был построен специальный спутник стандарта CubeSat — EcAMSat (E. coli Anti-Microbial Satellite), который вместе с 13 другими малыми спутниками 12 ноября был отправлен на борт Международной космической станции c грузовым кораблем Cygnus. 20 ноября EcAMSat был успешно запущен с борта МКС на орбиту Земли. Сам эксперимент начнется после запуска всех основных компонентов спутника. Ученые будут наблюдать за тем, как кишечная палочка генетически адаптируется к условиям космоса, и что при этом происходит с ее чувствительностью к антибиотикам.

Начнется эксперимент при помещении бактерий в питательную среду, нагретую до температуры человеческого тела. После этого в контейнеры, содержащие две культуры бактерий (с геном, который снижает чувствительность к антибиотикам, и без него), будут помещены образцы антибиотиков различной концентрации. Эксперимент на орбите Земли продлится 150 часов, но за это время будет собрано не больше одного мегабайта данных, которые в виде радиосигнала будут посланы на Землю. После завершения миссии через полтора года спутник сойдет с орбиты и сгорит в атмосфере Земли.

Если окажется, что сопротивляемость бактерий в условиях микрогравитации увеличится, то ученые планируют изменить состав антибиотиков, основываясь на полученных данных о генетических мутациях, которые отвечают за увеличение сопротивляемости.

Для оценки влияния микрогравитации на возможность использования в условиях космоса тех или иных лекарств ученые планируют и другие эксперименты, например одни из экспериментов посвящен оценке растворимости в воде медицинских таблеток.

Угольную кислоту впервые нашли в космосе