Истребитель Су-57 получит новый сигнализатор обледенения

Су-57

КнААЗ

Новосибирский научно-исследовательский институт электронных приборов, входящий в концерн «Техмаш», завершил разработку и приступил к производству нового сигнализатора обледенения РСО-02С. Согласно сообщению института, новый прибор будет устанавливаться на истребители Су-35 и перспективные боевые самолеты Су-57, разработка которых ведется по проекту перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50).

В полете на высоте при низкой температуре и высокой влажности окружающего воздуха, а также при снижении на поверхности планера самолета нередко образуется ледяная корка. По мере нарастания она существенно ухудшает аэродинамические показатели самолета, влияя в первую очередь на управляемость и подъемную силу. Кроме того, ледяная корка может препятствовать нормальной работе других датчиков, включая сенсоры систем полетной информации, а также мешать функционированию различной механизации.

Для предотвращения образования ледяной корки используются различные противообледенительные системы, которые включаются при появлении льда либо вручную летчиками, либо автоматически. При ручном включении противообледенительных систем летчики должны знать, что на планере начал нарастать лед, однако визуально это не всегда удается определить — зачастую планер покрывается абсолютно прозрачной ледяной коркой. На этот случай, а также для автоматического управления противообледенительными системами, и нужен сигнализатор обледенения.

Система определения начала обледенения выполнена на базе уже существующего сигнализатора РСО-02, но получила несколько значительных усовершенствований. В частности, разработчики существенно повысили точность прибора, которая теперь составляет всего плюс/минус три процента против прежних десяти. Кроме того, в новом сигнализаторе данные об обледенении передаются в «черный ящик». При наладке системы на новом самолете техникам теперь не нужно вводить в память прибора расстояние до датчиков; оно теперь определяется автоматически (расстояние до датчика влияет на скорость затухания сигнала в линии связи).

РСО-02С также допускает перестройку порогов срабатывания для индикаторов «Толщина льда» и «Критическая толщина льда» уже во время эксплуатации. На старой системе эти параметры указывались еще при производстве перед установкой на самолет заказчика. Наконец, для настройки системы используется инфракрасный порт. Блок управления новым сигнализатором управления стал меньше и легче; его масса составляет 0,8 килограмма против 1,2 килограмма у старой версии.

Сигнализатор РСО-02С использует для работы тепломерные блоки датчиков. В одном таком блоке установлены подогреваемые температурные датчики. В полете температура таких датчиков с помощью нагревательных элементов поддерживается постоянной. При появлении ледяной корки изменяется измеряемая датчиками температура и, чтобы поддерживать ее на заданном при настройке системы уровне, нагревательные элементы начинают потреблять больше энергии. По изменению потребляемой мощности, а также с учетом измерения влажности воздуха система и делает выводы об образовании льда.

Следует отметить, что сигнализаторы обледенения для боевых самолетов несколько отличаются конструкцией от аналогичных устройств, устанавливаемых на гражданские самолеты. Дело в том, что боевые самолеты выполняют полеты в более жестких режимах, включая существенное большие углы атаки и скорости. В рамках начавшегося серийного производства новых сигнализаторов РСО-02С планируется выпускать от 50 до ста таких приборов в год.

В апреле прошлого года Лаборатория реактивного движения NASA провела испытания двух типов датчиков обледенения, которые могут быть установлены практически на любой из существующих типов самолетов. Один из этих датчиков представляет собой тонкую пластинку с клейкой основой, которую можно приклеить в любом месте на самолете. С контроллером датчик соединяется при помощи всего двух проводов диаметром один миллиметр каждый.

Самоклеющийся датчик представляет собой ультразвуковой сенсор. Его можно приклеить с внутренней стороны обшивки. При образовании на ней льда ультразвук будет отражаться обратно. После этого контроллер оповестит о начале обледенения. Благодаря тому, что датчики невелики и очень легки, большое их количество можно наклеить на поверхность обшивки. Благодаря этому можно получить систему, сообщающую и точное место с образованием льда.

Второй датчик размещен в небольшом металлическом корпусе с прозрачной крышкой. Он может быть установлен в любом техническом отверстии самолета. Этот датчик призван определять вероятность обледенения за счет измерения электрического заряда частиц, кристалликов льда и капелек воды в воздухе. На основании изменения этого показателя специальный алгоритм оценивает вероятность образования льда на поверхности планера самолета.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.