Канадские разработчики создали два новых типа датчиков обледенения, которые могут быть установлены практически на любой из существующих типов самолетов. Как Aviation Week, один из этих датчиков представляет собой тонкую пластинку с клейкой основой, которую можно приклеить в любом месте на самолете. С контроллером датчик соединяется при помощи всего двух проводов диаметром один миллиметр каждый. Размеры самого датчика не уточняются.
Самоклеющийся датчик представляет собой ультразвуковой сенсор. Датчик может быть приклеен с внутренней стороны обшивки. При образовании на ней льда ультразвук будет отражаться обратно. После этого контроллер оповестит о начале обледенения. Благодаря тому, что датчики невелики и очень легки, большое их количество можно наклеить на поверхность обшивки. Благодаря этому можно получить систему, сообщающую и точное место с образованием льда.
Испытания датчика проводились в Лаборатории реактивного движения NASA в США. На опытовом самолете внутри холодной части двигателя закрепили 12 датчиков. Полеты осуществлялись на высоте 9,1 тысячи метров в зонах с высоким риском обледенения. Подробности испытаний не уточняются, известно только, что они признаны успешными. По данным Национального научного совета Канады, новые датчики могут быть запущены в серийное производство в ближайшее время.
Второй датчик размещен в небольшом металлическом корпусе с прозрачной крышкой. Он может быть установлен в любом техническом отверстии самолета. Этот датчик призван определять вероятность обледенения за счет измерения электрического заряда частиц, кристалликов льда и капелек воды в воздухе. На основании изменения этого показателя специальный алгоритм оценивает вероятность образования льда на поверхности планера самолета.
Второй датчик будет полезен для определения зон, в которых высока концентрация кристалликов льда. Для погодного радара самолета такие зоны не видны, но представляют серьезную опасность для самолета. Испытания датчика также проводились в США. В общей сложности он прошел 750 часов испытаний в аэродинамической трубе и 140 часов летных проверок. Летные испытания проводились на высоте 12,2 тысячи метров. Они также были признаны успешными.
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.