Нейросеть научилась определять художника по штрихам

Офорт авторства Анри Матисса (сверху) и рисунок тушью Эгона Шиле (снизу)
Elgammal et al. / arXiv.org, 2017
Разработан алгоритм, определяющий автора картины по характеристикам штрихов в ней, а также способный различать настоящие картины и подделки под них, написанные другими художниками. Разработчики натренировали программу на наборе из почти трехсот картин известных художников, например, Пикассо и Матисса, сообщает MIT Technology Review. Разработка американских и нидерландских специалистов будет представлена на конференции AAAI по искусственному интеллекту в феврале 2018 года, препринт статьи опубликован на arXiv.org.
Поскольку картины известных художников, как правило, существуют в единственном экземпляре, цены на них могут исчисляться десятками и сотнями миллионов долларов. Из-за этого некоторые картины подделывают злоумышленники, причем не всегда это заметно даже разбирающимся в живописи людям. Для защиты от таких подделок предлагаются разные методы, например, оснащение картин уникальными идентификаторами, которые практически невозможно подделать из-за их сложной микроструктуры.
Исследователи из США и Нидерландов под руководством Ахмеда Эль-Гамаля (Ahmed Elgammal) из компании Artrendex и Ратгерского университета создали алгоритм, который способен узнавать авторов картины по особенностям их штрихов. В 2015 году эта группа исследователей уже создала алгоритм, который умеет классифицировать картины по авторам и даже стилям на основе их индивидуальных характеристик, таких как цветовая гамма. В новой работе исследователи решили сконцентрироваться на одном компоненте картин — штрихах.
Каждый штрих можно описать множеством характеристик, например, формой, длиной, равномерностью толщины вдоль штриха и другими параметрами. Исследователи решили извлечь эти характеристики с помощью компьютерных алгоритмов. Изначально картины разбивались на отдельные штрихи с помощью специального алгоритма. В качестве набора данных для алгоритмов исследователи использовали 297 картин известных художников, таких как Пикассо и Матисс, выполненных в стиле литографии, рисунка тушью и других. Алгоритм разбил эти картины на более чем 80 тысяч отдельных штрихов.
В последние несколько лет в обработке и анализе изображений с помощью нейросетевых алгоритмов заметен сильный прогресс. Например, такие алгоритмы умеют смешивать в одном изображении несколько художественных стилей, превращать наброски в полноценные картины, и даже создавать оригинальные произведения искусства. Также подобные алгоритмы хорошо работают и с видеозаписями. Например, недавно была представлена система, которая позволяет вставлять стороннюю речь в видеоряд, практически точно воссоздавая артикуляционную мимику говорящего.
Григорий Копиев