Предок американского супермикроба приехал из Европы

Метициллин-резистентный Staphylococcus aureus (MRSA)

Public Health Image Library of Centers for Disease Control and Prevention

Суперзаразный штамм золотистого стафилококка, известный как USA300, ведет свое происхождение из Европы XIX века, выяснили ученые из Германии и Дании. Оттуда микроб попал в Северную Америку, где приобрел дополнительные факторы патогенности, а из Америки начал распространяться по всему миру. Согласно исследованию, опубликованному в Proceedings of the National Academy of Sciences, близкий родственник USA300 в настоящее время циркулирует и в Африке.

Среди штаммов, устойчивых к широкому спектру антибиотиков, наиболее клинически значимыми являются метициллин-резистентные золотистые стафилококки (MRSA). Эти бактерии известны как возбудители внутрибольничных инфекций, однако в последние годы появились и их «бытовые» разновидности (CA-MRSA). В частности, на территории США сейчас циркулирует штамм USA300 — гипервирулентная, устойчивая к антибиотикам бытовая разновидность стафилококка.

Штамм USA300 относится к подтипу Staphylococcus aureus ST8, и обладает некоторыми молекулярными особенностями, увеличивающими его патогенность. Он имеет гены катаболизма аминокислоты аргинина, сосредоточенные на мобильном элементе (ACME) и несет специфическую мутацию cap5E, видоизменяющую его полисахаридную оболочку. Также штамм продуцирует лейкоцидин Пантона-Валентайна (PVL) — токсин, который бактерия использует в борьбе с клетками иммунитета.

Исследователи из университета госпиталя в Мюнстере под руководством Александра Мелманна совместно с коллегами из других стран отсеквенировали 224 изолята Staphylococcus aureus из разных источников и реконструировали молекулярную эволюцию штамма USA300.

По-видимому, предок USA300, который был куда менее заразным и патогенным, появился в Европе в середине XIX века. Оттуда он в начале XX века попал в Северную Америку, где единожды заразился бактериофагом ϕSa2USA, несущим гены токсина PVL, и несколько раз «подхватывал» элементы ДНК, определяющие другие его молекулярные особенности, в частности, устойчивость к антибиотикам. Из Америки штамм несколько раз возвращался в Европу. Уже будучи сверхвирулентным, предок USA300 примерно в 1996 году попал в Африку, где образовал собственную линию, похожую на USA300.

Штамм USA300 выделили в США в начале 2000х годов. Бактерия вызывает поражение кожи и слизистых оболочек, а в тяжелых случаях приводит к системным инфекциям, таким как сепсис или пневмония. Из-за устойчивости к антибиотикам метициллин-резистентный стафилококк получил прозвище «супермикроб».

Мы рассказывали о случае смерти в США пожилой женщины от инфекции, которую не смогли вылечить никакими антибиотиками. Причиной инфекции стала другая «супербактерия» — Klebsiella pneumoniae.