Британская компания BAE Systems объявила о разработке новой пленки для ветровых и боковых стекол кабин пилотов самолетов и вертолетов, которая защитит летчиков от ослепления лазером. Согласно сообщению компании, новая пленка способна пропускать естественный свет практически без искажения и снижения интенсивности освещения.
В последние несколько лет участились случаи, когда злоумышленники используют лазеры для намеренного ослепления пилотов пассажирских самолетов. В частности, в Великобритании с 2009 года лазерному облучению подверглись около десяти тысяч самолетов. При этом ответственность за намеренное ослепление летчиков понесли только несколько десятков человек.
В разное время разработчики предлагали разные способы защиты пилотов от ослепления лазером. Одним из таких способов, в частности, были специальные защитные очки. Этот оптический прибор в практику введен не был, поскольку, хотя и защищал от опасного лазерного излучения, искажал до нечитаемости или вовсе делал невидимой часть показаний на экранах приборной панели.
Исследователи BAE Systems разработали прозрачную полимерную пленку, способную задерживать излучение с определенной длиной волны. Согласно заявлению компании, пленка задерживает лазерное излучение практически от всех существующих сегодня лазерных устройств, доступных в свободной продаже. При этом пленка пропускает до 70 процентов видимого света.
Когда планируется начать продажи новой пленки-фильтра для ветровых стекол, не уточняется. Также неизвестно, пройдет ли пленка в нынешнем виде сертификацию для безопасного использования в гражданской авиации. Дело в том, что, по требованиям безопасности, стекла в кабине пилотов имеют минимальную степень затемнения и оснащаются только инфракрасными фильтрами, чтобы не ухудшать обзор.
В марте текущего года европейский авиастроительный концерн Airbus совместно с канадской компанией MTI объявил о намерении провести испытания и сертификацию нового метаматериала, который позволит защитить пилотов гражданской авиации от ослепления лазером. Разработку метаматериала канадская компания уже завершила и провела собственные его испытания.
Новый метаматериал получил название MetaAir. Точный состав разработки не раскрывается из коммерческих соображений. Известно только, что MetaAir представляет собой тонкую гибкую полимерную пленку с вкраплениями отражающих частиц диаметром пять нанометров. Свойства пленки таковы, что она пропускает обычное световое излучение, однако отражает лазерные лучи.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.