Европейский авиастроительный концерн Airbus совместно с канадской компанией MTI займется испытанием и сертификацией нового метаматериала, который позволит защитить пилотов гражданской авиации от ослепления лазером. Как пишет Aviation Week, разработку метаматериала канадская компания уже завершила и провела собственные его испытания.
Пилотам гражданской авиации часто приходится сталкиваться со случаями, когда злоумышленники светят лазером в кабину. По данным Федерального управления гражданской авиации США, в 2016 году были зафиксированы 7442 таких случая. Это всего на 3,5 процента меньше, чем годом ранее. В России ежегодно фиксируется несколько сотен попыток ослепления пилотов лазером в год.
Новый метаматериал, разработанный канадской компанией MTI, получил название MetaAir. Точный состав метаматериала не раскрывается из коммерческих соображений. По словам основателя MTI Джорджа Паликараса, MetaAir представляет собой тонкую гибкую полимерную пленку с вкраплениями отражающих частиц диаметром пять нанометров.
Свойства MetaAir таковы, что он пропускает обычное световое излучение, однако отражает лазерные лучи. Кроме того, этот же материал несколько повышает контрастность картины, которую видят пилоты. Пленка также уменьшает фоновое свечение уличного освещения городов и автомобилей на дорогах, позволяя пилотам лучше ориентироваться во время взлета и посадки в ночное время.
MetaAir можно наносить как на новые вертовые стекла кабин пилотов самолетов, так и наклеивать эту пленку на стекла самолетов, уже находящихся в эксплуатации. По итогам совместных испытаний, MTI и Airbus намерены сертифицировать новое покрытие и заняться совместной его коммерциализацией.
В середине января текущего года Лаборатория оборонных науки и технологии министерства обороны Великобритании представила новое приложение для смартфонов, с помощью которого летчики самолетов и служащие аэропортов смогут с высокой точностью определять источник ослепляющего лазерного излучения. В настоящее время приложение, получившее название LERapp, проходит испытания.
Приложение для определения источника лазерного излучения использует камеру смартфона и датчик GPS, по данным которого рассчитывается местоположение хулигана. После определения места его координаты передаются отделению полиции. Как ожидается, приложение будет доступно для загрузки летом текущего года. Сперва его выпустят для iPhone, но потом портируют и на Android.
Василий Сычёв
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сбер, который не первый год разрабатывает беспилотные автомобили, наконец-то позволил широкой публике на них покататься. Да еще и в Санкт-Петербурге, где я как раз и живу. Разумеется, я записался на тестирование сразу же, как увидел анонс, прокатился, поговорил с инженерами — и вот что узнал.