Исследователи из Intel, Toyota и испанского Центра компьютерного зрения разработали симулятор городской среды, предназначенный для обучения алгоритмов управления беспилотными автомобилями. Он позволяет имитировать работу различных сенсоров и получать данные в реальном времени. Код симулятора опубликован под свободной лицензией, поэтому разработчики могут адаптировать его под свои нужды. Также исследователи изучили с помощью симулятора эффективность алгоритмов разных типов. Разработка была представлена на Конференции по обучению роботов в штаб-квартире Google, статья опубликована на arXiv.org.
Многие крупные автопроизводители разрабатывают беспилотные автомобили. Поскольку для самостоятельного управления они должны учитывать огромное количество факторов, алгоритмы поведения в тех или иных ситуациях в основном не прописываются «вручную» программистами, а формируются в процессе обучения. Для этого используется реальное тестирование, при котором автомобиль передвигается по дорогам вместе с инженером, готовым в случае неправильных действий алгоритма перехватить управление.
Несмотря на то, что при таком подходе автомобиль проверяется в максимально приближенных к реальной эксплуатации условиях, он имеет свои недостатки. Недавно выяснилось, что инженеры, которые должны контролировать автомобиль, на самом деле могут отвлекаться и даже засыпать за рулем, а полученных в результате заездов данных недостаточно для того, чтобы автомобили стали полностью самостоятельными. В качестве решения этой проблемы некоторые разработчики создают специальные компьютерные симуляторы, но они не всегда хорошо имитируют реальные условия, и зачастую являются закрытыми разработками, предназначенные для использования в одной компании.
Исследователи под руководством Владлена Колтуна (Vladlen Koltun) из Центра Компьютерного Зрения в Барселоне создали новый симулятор с открытым кодом под названием CARLA. В нем имитируется городская среда со зданиями, пешеходами, автомобилями и другими объектами, а также меняющаяся погода. Для рендеринга в симуляторе используется бесплатный для некоммерческого использования движок Unreal Engine 4. Разработчики алгоритмов для беспилотных автомобилей могут подключать к симулятору свои алгоритмы через специальный API. На данный момент в симуляторе доступны несколько сенсоров: обычная камера, камера глубины и сегментирующая камера, классифицирующая объекты. Также доступен API для подключения сторонних датчиков.
Разработчики также оценили с помощью своей системы разные подходы, используемые при обучении таких алгоритмов. Они сравнивали подход, называемый модульным конвейером, в котором за обработку разных входных данных, например, визуальное восприятие, планирование и управление, отвечают разные подсистемы. Такой подход с некоторыми различиями в реализации используется в большинстве существующих систем управления беспилотных автомобилей. Также исследователи оценивали два вида оконечного (end-to-end) глубокого обучения, при котором система получает максимально «сырые», то есть неразмеченные данные. Для оценки такого подхода исследователи выбрали нейросети, обученные с помощью имитационного обучения, при котором сеть старается имитировать поведение человека, и подкрепление с обучением, при котором она получает оценку своих действий.
Они выяснили, что разные подходы в большинстве случаев имели примерно одинаковую эффективность, и их результаты различались менее, чем на 10 процентов. Но также исследователи обнаружили, что в случае, когда погода отличалась от той, на которой алгоритм тренировался, модульный подход имел заметное преимущество, а в случае нового города, отличавшегося от тренировочного, наоборот проигрывал другим алгоритмам. Исследователи также сравнили между собой два метода оконечного глубокого обучения, и выяснили, что алгоритмы, обученные с подкреплением справлялись значительно хуже во всех задачах.
Ранее 3D-симулятор для ускорения обучения беспилотных автомобилей уже начали использовать в Ford и Google. А исследователи из Стенфорда разработали симулятор, в котором добровольцы могут проверять работу алгоритмов распознавания окружающей обстановки беспилотных автомобилей.
Григорий Копиев
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.