Перекос челюсти цихлид в правую или левую сторону обусловлен различиями в анатомических структурах мозга, которые отвечают за обработку визуальной информации. Это выяснила группа европейских и корейских ученых, которая изучила анатомические различия мозга среди «правшей» и «левшей» вида Perissodus microlepis. Статья опубликована в журнале Genome Biology and Evolution.
Латеральность выражается в функциональной, физиологической или анатомической асимметрии тела. Так, например, у человека латеральность может выражаться в доминировании некоторых частей тела над другими: именно поэтому существуют правши и левши (подробнее о том, кто такие левши и чем они отличаются от своих более распространенных сородичей-правшей, вы можете прочитать в нашем материале). Такая асимметрия тела тесно связана с анатомической (и функциональной) асимметрией головного мозга: так, например, среди правшей за речевые функции отвечает строго левое полушарие, тогда как у левшей эти функции могут быть больше связаны с правым полушарием или даже выполняться билатерально (то есть при участии обоих полушарий одновременно). Несмотря на то, что латеральность распространена у многих видов животных, точные нейробиологические предпосылки таких различий до сих пор не изучены до конца.
Авторы новой работы изучили нейробиологические основы латеральности хищных цихлид вида Perissodus microlepis. Эти рыбы обитают в африканском озере Танганьика и имеют четко выраженную анатомическую асимметрию: их челюсть перекошена в одну сторону в зависимости от предпочитаемого места атаки: так, рыбы с перекошенной вправо челюстью нападают слева, а особи с челюстью с левым перекосом — справа. Такое распределение помогает особям выстраивать эффективную тактику нападения на добычу.
На примере 27 особей этого вида ученые проверили, коррелируют ли челюстной перекос и соответствующее предпочтение к стороне нападения с анатомическими различиями головного мозга цихлид. Для этого они умертвили рыб и проанализировали различия в объеме как двух полушарий мозга в целом, так и отдельных частей билатеральных (разделенных на два полушария) участков мозга рыб: коре больших полушарий, гипоталамусе, диэнцефалоне и оптической покровной структуре (tectum opticum) среднего мозга, отвечающей за обработку визуальной информации.
Ученые обнаружили, что перекос челюсти (и поведение при нападении соответственно) существенно (p = 0,042) коррелирует с объемом двух разных полушарий: так, «правочелюстные» рыбы отличались большим по объему левым полушарием, а «левочелюстные» — правым. Что касается отдельных структур, то различия в объеме между полушариями наблюдались только в оптической покровной структуре — все остальные изученные части были симметричны.
Визуальная система устроена контралатерально: информация, полученная с правого визуального поля, обрабатывается левой частью зрительной коры, и наоборот. Ученые, таким образом, приходят к выводу, что различия в анатомической структуре мозга (а в частности — оптической покровной структуре) «правшей» и «левшей» среди цихлид коррелируют с тем, какой глаз направлен в сторону добычи при охоте и какая часть челюсти будет перекошена.
Функциональная латеральность изучают и среди представителей других видов. Так, например, здесь вы можете узнать о том, существуют ли «правши» и «левши» среди пчел.
Елизавета Ивтушок
Даже при сохранности лишь одного сантиметра его волокон
Ученые из Германии и США обнаружили, что неполное рассечение мозолистого тела взрослого человека не нарушает интеграцию двух полушарий мозга, даже если разрушена большая часть соединяющих полушария нервных волокон. Как считают исследователи, это противоречит классическим представлениям о соответствии структуры и функции и свидетельствует о том, что механизмы межполушарной интеграции очень адаптивны. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.