В гробнице «воина с грифоном» нашли искусно вырезанную каменную печать

Два года назад греческие и американские археологи нашли в древнем городе Пилосе гробницу высокопоставленного воина, жившего около 3500 лет назад. В этом году, работая с артефактами из погребения, ученые обнаружили маленькую каменную печать с вырезанной на ней сценой битвы. По словам исследователей искусная резьба на печати, которую можно рассмотреть только с помощью микроскопа, делает артефакт одним из лучших произведений искусства доисторической Греции, найденных до сих пор. Об исследовании печати сообщается в Univeristy of Cincinnati magazine.

Два года назад археологи нашли на юго-востоке Греции в городе Пилосе отлично сохранившуюся гробницу высокопоставленного воина бронзового века. Кроме скелета мужчины 30-35 лет, в могиле нашли более 1400 артефактов, в том числе бронзовые меч и кинжалы, перстни, резные печати, золотые украшения и сосуды. Большинство артефактов было критского происхождения, поэтому исследователи предположили, что умерший, скорее всего, поддерживал связи с жителями острова. В ногах у воина нашли костяную пластину с изображением грифона с распростертыми крыльями, поэтому он получил условное имя «воин с грифоном». Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале.

Погребение было обнаружено на месте так называемого дворца Нестора. Согласно гомеровской «Илиаде», он был царем Пилоса и одним из предводителей ахейцев во время Троянской войны. Однако найденное погребение не могло быть могилой ни Нестора, ни его отца Нелея, которые жили на 200-300 лет позднее «воина с грифоном». Сейчас найденный в погребении скелет изучают антропологи, а внешность воина удалось реконструировать, виртуально «наложив» мягкие ткани поверх черепа.

Вчера, 6 ноября, на сайте университета Цинциннати были опубликованы результаты анализа одного из артефактов — каменной прямоугольной печати, которая лежала справа от воина. Артефакт всего 3,6 сантиметра в длину, однако размеры камня не помешали резчику детально изобразить поединок двух воинов. Один из них защищается, закрываясь щитом, а другой вонзает ему в шею кинжал. Под ногами у дерущихся лежит мертвый воин, которого победитель, видимо, только что убил. Некоторые детали барельефа настолько малы, что их можно рассмотреть только с помощью микроскопа.

По словам Шарон Стокер (Sharon Stocker) и Джека Дэвиса (Jack L. Davis), археологов из университета Цинциннати, печать, скорее всего, была сделана на Крите, где в то время существовала развитая минойская культура. «Кажется, минойцы создавали такие произведения искусства, которые никто кроме них сделать не мог», - говорит Дэвис. По мнению Фрица Блэколмера, эксперта по Эгейскому искусству из Венского университета, сцена, вырезанная на печати, могла быть копией намного бóльшего оригинала, возможно фрески, подобной тем, которые были найдены в Кносском дворце на Крите.

Дэвис и Стокер не исключают, что сцена, вырезанная на печати, изображала сцену из мифа, хорошо известного как носителям минойской культуры, так и «наследовавшим» им микенцам (жителям материковой Греции). Возможно, она легла в основу какого-то из эпизодов «Илиады», хотя у исследователей нет никаких доказательств в пользу этой гипотезы.

Подробнее об открытии гробницы «воина с грифоном», одном из важнейших археологических открытий последних лет можно прочитать в нашем материале.

Глубоко копнули