Под портретом шотландского вельможи нашли портрет королевы Марии Стюарт

Сотрудница лондонского Института искусств Курто доктор Каролина Рей (Caroline Rae) обнаружила под портретом шотландского вельможи конца XVI века портрет женщины, предположительно, королевы Шотландии Марии Стюарт. О находке сообщается в пресс-релизе на сайте Института, также о ней рассказывает Independent.

Мария Стюарт (1542-1587) — дочь шотландского короля Якова V и французской принцессы Марии де Гиз стала королевой в младенчестве. Ее отец умер через шесть дней после ее рождения. Все время ее правления, как формального, так и фактического, страну раздирали междоусобные и религиозные распри между соперничающими группами шотландских лордов, которые привлекали на свою сторону то протестантскую Англию, то католическую Францию. Сама королева была воспитана в католической вере.

Фактически Мария Стюарт правила страной в 1561-1567 годах. За это время она вышла замуж за своего двоюродного брата Генриха Стюарта, лорда Дарнли и родила наследника престола, будущего короля Якова. Однако Мария быстро разочаровалась в муже, у которого, кроме привлекательной внешности, особых достоинств не было. К тому же он вступил во враждебную ей группировку лордов и был одним из убийц ее секретаря, которое произошло на глазах беременной королевы. В феврале 1567 года дом в пригороде Эдинбурга, где остановился король, взорвался, а его самого позднее нашли задушенным в саду. Лорды, оппозиционные Марии Стюарт, объявили ее виновницей гибели короля. Они собрали войска и в июне 1567 года произошло столкновение между сторонниками и противниками королевы, в котором победили мятежники. Мария была вынуждена отречься от престола в пользу своего сына и бежала в Англию.

Английская королева Елизавета не спешила оказывать ей военную поддержку, так как Мария Стюарт была претенденткой на английский престол и не спешила отказываться от своих притязаний. В то время, когда она жила в Англии, фактически как почетная пленница, она не переставала интриговать против Елизаветы. В 1586 году Мария была вовлечена в заговор, целью которого было убийство английской королевы. Возможно, заговор был «постановочным» и организовал его глава секретной службы Елизаветы. Он был раскрыт, а основных его участников, в том числе Марию Стюарт, казнили.

В конце XVI-начале XVII веков придворным художником шотландского королевского двора был художник из Нидерландов, Адриан Вансон (Adrian Vanson). В 1589 году он нарисовал портрет канцлера Шотландии, сэра Джона Мейтланда (John Maitland). Портрет входит в коллекцию Национальной галереи Шотландии, которая, совместно с Институтом искусств Курто, недавно начала исследовательский проект.

В ходе исследований сотрудник Института Курто Каролина Рей проводила техническую экспертизу полотна с помощью рентгеновского сканирования, и под портретом шотландского вельможи она обнаружила незаконченный женский портрет: контуры платья и лицо, похожее на лицо Марии Стюарт. Возможно, портрет был заказан одним из высокопоставленных шотландских католиков — сторонников бывшей королевы. Но после ее казни этот человек, по-видимому, не захотел привлекать к себе нежелательное внимание, и отказался от портрета. Художник написал лицо и шею, но наметил лишь контуры платья, а украшения, которые обычно рисовали на портретах высокопоставленных особ, не начал рисовать вообще. Позднее, он переделал платье Марии Стюарт в дублет канцлера и изменил форму правой руки, так что она из женской стала мужской.

Вероятнее всего, полагают исследователи, Адриан Вансон писал портрет не с натуры, а с другого портрета, который был в его распоряжении. Скорее всего, это была одна из двух миниатюр английского художника Николаса Хиллиарда (Nicholas Hilliard), которого в 1578 году допустили в замок, где держали Марию и он нарисовал ее портреты.

Рентгеновское сканирование - не единственный метод, помогающий искусствоведам и историкам. С помощью современных методов они могут не только «видеть» более ранние красочные слои в картинах, но и читать манускрипты-палимпсесты и даже обугленные папирусные свитки. Подробнее об исследованиях древних артефактов можно прочитать в нашем материале.

Екатерина Русакова
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Нить истории»

Как прялка, веретено и ткацкий станок помогли построить цивилизацию

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора