Сотрудница лондонского Института искусств Курто доктор Каролина Рей (Caroline Rae) обнаружила под портретом шотландского вельможи конца XVI века портрет женщины, предположительно, королевы Шотландии Марии Стюарт. О находке сообщается в пресс-релизе на сайте Института, также о ней рассказывает Independent.
Мария Стюарт (1542-1587) — дочь шотландского короля Якова V и французской принцессы Марии де Гиз стала королевой в младенчестве. Ее отец умер через шесть дней после ее рождения. Все время ее правления, как формального, так и фактического, страну раздирали междоусобные и религиозные распри между соперничающими группами шотландских лордов, которые привлекали на свою сторону то протестантскую Англию, то католическую Францию. Сама королева была воспитана в католической вере.
Фактически Мария Стюарт правила страной в 1561-1567 годах. За это время она вышла замуж за своего двоюродного брата Генриха Стюарта, лорда Дарнли и родила наследника престола, будущего короля Якова. Однако Мария быстро разочаровалась в муже, у которого, кроме привлекательной внешности, особых достоинств не было. К тому же он вступил во враждебную ей группировку лордов и был одним из убийц ее секретаря, которое произошло на глазах беременной королевы. В феврале 1567 года дом в пригороде Эдинбурга, где остановился король, взорвался, а его самого позднее нашли задушенным в саду. Лорды, оппозиционные Марии Стюарт, объявили ее виновницей гибели короля. Они собрали войска и в июне 1567 года произошло столкновение между сторонниками и противниками королевы, в котором победили мятежники. Мария была вынуждена отречься от престола в пользу своего сына и бежала в Англию.
Английская королева Елизавета не спешила оказывать ей военную поддержку, так как Мария Стюарт была претенденткой на английский престол и не спешила отказываться от своих притязаний. В то время, когда она жила в Англии, фактически как почетная пленница, она не переставала интриговать против Елизаветы. В 1586 году Мария была вовлечена в заговор, целью которого было убийство английской королевы. Возможно, заговор был «постановочным» и организовал его глава секретной службы Елизаветы. Он был раскрыт, а основных его участников, в том числе Марию Стюарт, казнили.
В конце XVI-начале XVII веков придворным художником шотландского королевского двора был художник из Нидерландов, Адриан Вансон (Adrian Vanson). В 1589 году он нарисовал портрет канцлера Шотландии, сэра Джона Мейтланда (John Maitland). Портрет входит в коллекцию Национальной галереи Шотландии, которая, совместно с Институтом искусств Курто, недавно начала исследовательский проект.
В ходе исследований сотрудник Института Курто Каролина Рей проводила техническую экспертизу полотна с помощью рентгеновского сканирования, и под портретом шотландского вельможи она обнаружила незаконченный женский портрет: контуры платья и лицо, похожее на лицо Марии Стюарт. Возможно, портрет был заказан одним из высокопоставленных шотландских католиков — сторонников бывшей королевы. Но после ее казни этот человек, по-видимому, не захотел привлекать к себе нежелательное внимание, и отказался от портрета. Художник написал лицо и шею, но наметил лишь контуры платья, а украшения, которые обычно рисовали на портретах высокопоставленных особ, не начал рисовать вообще. Позднее, он переделал платье Марии Стюарт в дублет канцлера и изменил форму правой руки, так что она из женской стала мужской.
Вероятнее всего, полагают исследователи, Адриан Вансон писал портрет не с натуры, а с другого портрета, который был в его распоряжении. Скорее всего, это была одна из двух миниатюр английского художника Николаса Хиллиарда (Nicholas Hilliard), которого в 1578 году допустили в замок, где держали Марию и он нарисовал ее портреты.
Рентгеновское сканирование - не единственный метод, помогающий искусствоведам и историкам. С помощью современных методов они могут не только «видеть» более ранние красочные слои в картинах, но и читать манускрипты-палимпсесты и даже обугленные папирусные свитки. Подробнее об исследованиях древних артефактов можно прочитать в нашем материале.
Как прялка, веретено и ткацкий станок помогли построить цивилизацию
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
С незапамятных времен текстиль служит двигателем прогресса. Машины, облегчающие ручной труд, появились из-за потребности в пряже. Химия началась с окрашивания и отделки тканей. И даже появление двоичного кода связано с ткачеством. В книге «Нить истории: Как прялка, веретено и ткацкий станок помогли построить цивилизацию» (издательство «Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Ильей Кригером, журналистка Вирджиния Пострел рассказывает историю текстильной индустрии, которая в том числе стимулировала важнейшие научные открытия. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным синтезу полимеров и первым коммерческим синтетическим тканям.