В Испании нашли нового ископаемого жирафа

Испанские палеонтологи описали новый вид ископаемого жирафа Decennatherium rex из рода деценатериев, который обитал в позднем миоцене около десяти миллионов лет назад. Хорошо сохранившиеся останки, включающие череп, позволили восстановить внешний облик животных и установить филогенетические связи деценатериев с сиватериями, которые обитали на земле еще не так давно. Исследование опубликовано в журнале PLOS One.

В настоящее время на земле обитает только два рода из семейства жирафовых — жираф и окапи. Живут они в африканских саваннах. Однако около десяти миллионов лет назад, в миоцене, когда произошел взрыв численности травоядных животных, это семейство процветало. Ареал распространенности жирафов включал в себя и Европу и Азию. Исследователи насчитывают более 20 родов вымерших жирафов, включающих около 30 видов. Наиболее известные вымершие представители семейства включают самотерия, живущего в эпоху миоцена, и более позднего обитателя саванн сиватерия — животного, напоминающего огромного лося. В Африке сиватерии жили еще несколько десятков тысяч лет назад.

Палеозоологи из Музея естественной истории в Мадриде описали новый вид ископаемого жирафа из рода Decennatherium. Хорошо сохранившиеся останки, включающие черепа животных, были найдены в Cerro de los Batallones недалеко от Мадрида, где содержится много отложений времен позднего миоцена. Ранее настолько сохранившиеся черепа жирафов палеонтологам не встречались, поэтому останки деценатериев дали много новой информации о том, как выглядели древние жирафы, и помогли прояснить родственные отношения внутри семейства.

Новый вид жирафов назвали Decennatherium rex. На голове у животного было четыре выроста-оссикона, подобные тем, что есть и у современных жирафов. Пара больших и изогнутых выростов была направлена назад, а пара маленьких — вперед. По-видимому, оссиконы были предметом полового диморфизма, и различались по размеру у самцов и самок. Зубы животных оказались менее специализированы, чем у более поздних жвачных, из чего исследователи сделали вывод, что древние жирафы были, вероятно, относительно всеядны.

Подобная морфология черепа заставила ученых предположить, что деценатерии принадлежат к той же ветви семейства жирафовых, что и сиватерии, и самотерии, причем новый вид является самым древним представителем этой ветви. Таким образом, клада сиватериев является самой распространенной и наиболее долго существовавшей из всех жирафовых.

Мы уже рассказывали про анализ останков самотерия, который подтвердил, что представители этой группы были промежуточным звеном между предками современных окапи, у которых короткая шея, и жирафов, у которых шея длинная. По-видимому, такие длинные конечности и шея на самом деле нужны жирафам для терморегуляции.

«Фанкового червя» назвали древнейшей червягой