Группе американских ученых удалось обнаружить ископаемого предка ныне живущих жирафов и окапи — самотерию. Их исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science.
Исследователи провели сравнительный анализ строения шейных позвонков трех представителей семейства: самого жирафа (Giraffa camelopardalis), его миниатюрного сородича окапи (Okapia johnstoni) и найденной авторами статьи самотерии (Samotherium major) — ископаемого жирафообразного, жившего в эпоху миоцена, то есть от 23 до 5 миллионов лет назад. Чтобы обеспечить точность и статистическую достоверность проводимых измерений, шейный отдел позвоночника всех трех животных условно разделили на две части — прилежащую к голове, краниальную, представленную позвонками С2-С3, и более удаленную от головы, каудальную, к которой отнесли позвонки С5-С7.
Результаты исследования оказались необычными: строение шейных позвонков самотерии представляло собой мозаику признаков двух его современных сородичей. Так, по структуре и размеру краниальных позвонков самотерии оказались близки к обоими представителями семейства, а каудальный отдел является их промежуточной версией. Качественная и количественная оценка параметров шейных позвонков трех животных подтвердила, что самотерии действительно были переходным звеном в эволюции Жирафообразных от окапи до жирафа.
Шея жирафов — излюбленный объект палеоантологов. Он наглядно демонстрирует ход эволюции на примере характерных морфологических признаков. У всех млекопитающих семь позвонков в шейном отделе и в находке почти все они представлены в очень хорошем состоянии. Это обстоятельство дает существенное преимущество новому исследованию над многими аналогичными, когда эволюцию удлинения шеи вымерших жирафообразных пытались проследить, используя единичные позвонки.
Екатерина Корзенева
Science назвал десятку главных событий 2024 года
Ежегодно журнал Science, вслед за коллегами из Nature, подводит итоги уходящего года. Редакция составляет список из десяти научных событий и выделяет одно из них как особо выдающееся. В прошлом году важнейшим открытием стали агонисты глюкагоноподобного пептида-1, среди которых семаглутид или «Оземпик», а в 2022 — полет JWST (без телескопа, к слову, не обошлось и в этот раз).