Автоматизация и внедрение систем искусственного интеллекта по-разному влияют на маленькие и большие города, сообщают исследователи из медиалаборатории Массачусетского технологического института. В крупных городах люди чаще заняты умственным трудном и аналитикой, и вероятность того, что их заменят машины, намного меньше, чем в небольших городах. Это может негативно сказаться на развитии малых городов, говорится в статье, доступной на ArXiv.org.
Города являются экономическими и технологическими центрами, и сегодня в них проживает более половины населения Земли. Одним из определяющих факторов урбанизации считается миграция, которая во многом обусловлена наличием рабочих мест. В связи с этим исследователи анализируют, как внедрение новых технологий и автоматизация производства влияет на занятость в городах. Подобные прогнозы помогают властям корректировать общественную политику и планы по развитию городов.
Авторы новой работы определили, какие профессии наиболее распространены в больших и маленьких городах США. Они изучили статистику за 2014 год, собранную Бюро статистики труда. Данные показали, что в крупных городах (население более 100 тысяч человек) непропорционально большая часть населения занимается умственным трудом. Это финансовые аналитики, разработчики компьютерного ПО, адвокаты, рекламные менеджеры. В маленьких городах, наоборот, больше людей заняты рутинной деятельностью — например, работают кассирами или обслуживающим персоналом в общепите. Именно они, по мнению ученых, сильнее подвержены «технологическому замещению».
На карте ниже можно оценить прогнозы по влиянию автоматизации на некоторые города США:
В итоге, отмечают авторы, большие и маленькие города по-разному испытают на себе влияние автоматизации процессов и внедрения «умных» систем. Меньше всего будут меняться прогрессивные населенные пункты, такие как Сан-Хосе, условная столица Кремниевой долины, или Вашингтон. В зону риска попали города, выживающие за счет сельского хозяйства и туризма — по мнению ученых, их развитие продолжит тормозиться. Со временем их может постигнуть участь Детройта, который перенес значительный экономический и демографический упадок из-за деиндустриализации. Численность населения в городе сократилась с 1,85 миллионов жителей в 1950 году до 680 тысяч в 2014 году.
Ранее сообщалось, что около пяти миллионов человек из-за автоматизации потеряют свое текущее место работы к 2020 году. Самые масштабные сокращения ожидаются среди офисных и административных работников.
Кристина Уласович
Негативная музыка от погоды не зависела
Британские, немецкие и австралийские исследователи обнаружили, что вероятность попадания музыки с высокой интенсивностью и позитивными эмоциями в верхние строчки чартов Великобритании увеличивается с ростом температуры воздуха и уменьшается в дождь. При этом популярность меланхоличной музыки от погоды не зависит. Отчет о работе появился в журнале Royal Society Open Science. Музыка — общечеловеческий феномен, присущий всем известным культурам, и часть повседневной жизни большинства людей. Одна из важнейших ее функций — это регуляция настроения. Зачастую люди слушают музыку, чтобы подкрепить, выпустить или сменить текущие эмоции, что, в свою очередь, влияет на физическое здоровье, психическое благополучие и когнитивное функционирование. При этом большинство социально-психологических исследований на эту тему касаются либо индивидуальных черт, таких как возраст или тип личности, либо контекста и жизненных ситуаций. В двух небольших работах было показано, что, когда людей просят представить определенный сезон, это влияет на их выбор музыки — энергичную предпочитают весной и летом, меланхоличную зимой. Однако здесь идет речь о гипотетических ситуациях и субъективных комментариях. Возрастающая доступность данных музыкальных сервисов позволяет проследить более обширные тренды — к примеру, анализ выборки из миллиона пользователей в 51 стране продемонстрировал, что в рабочее время люди больше слушают бодрые композиции, а поздно вечером — расслабляющие, то есть их выбор оформляет и отражает настроение. Сотрудники Оксфордского университета, Институтов эмпирической эстетики и человеческих когнитивных и нейронаук Общества имени Макса Планка, Университетов Джеймса Кука и Кертина под руководством Мануэля Англады-Торта (Manuel Anglada-Tort) сосредоточили внимание на корреляции музыкальных предпочтений с погодой. Они воспользовались данными обо всех синглах, вошедших в недельные топ-100 официального чарта Великобритании с 1953 по 2019 год — всего 23859 песен 7398 исполнителей. С помощью сервиса Spotify для каждой композиции определили девять ключевых аффективных параметров: громкость, танцевальность, энергичность, инструментальность, акустичность, разговорность, присутствие живой аудитории, позитивный или негативный эмоциональный заряд и темп. Последний параметр оценивали в ударах в минуту, остальные дихотомически (0 или 1). Для всех этих показателей определили месячные корреляты с данными государственной метеослужбы о температуре воздуха, количестве ярких солнечных часов и дней с осадками более миллиметра, а также ввели поправку на долгосрочные тренды в погоде и музыке. Анализ проводили методом главных компонент и с помощью обобщенных аддитивных моделей. Выяснилось, что энергичная и позитивная музыка чаще появлялась в чартах при теплой и солнечной погоде, причем это проявлялось сильнее всего в те месяцы, когда тепла и солнца было мало (наиболее востребованной она оказалась в конце лета и осенью). В дождливую пору, напротив, такие мелодии пользовались меньшей популярностью. При введении дополнительных поправок на сезонные факторы помимо погоды (например, отпуска и праздники) влияние солнечного света оказывалось незначимым, а тепла и осадков — сохранялось. Спокойная и негативная музыка с погодными факторами и временем года никак не коррелировала. Дополнительный анализ, учитывающий популярность песен, выявил наибольшую связь с погодой композиций из топ-10, при этом у нижних 10 строк топ-100 она практически отсутствовала. Предположительно, совпадение настроения композиции с преобладающей погодой может быть фактором, который способствует ее продвижению к вершине чарта. Как пишут авторы работы, полученные результаты дополняют исследования из других областей (например, финансов, преступности, психического здоровья), демонстрируя, что крупномасштабные популяционные предпочтения культурных феноменов (в данном случае музыки) находятся в числе прочего под влиянием долговременных факторов окружающей среды (погоды) через механизмы регуляции настроения. В 2017 году канадские нейробиологи выяснили, что за наслаждение музыкой отвечает та же мозговая система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Чтобы объективно оценить степень вовлеченности в прослушивание музыки, их американские коллеги два года спустя измерили синхронизацию с ней мозговой активности. Тогда же другой канадский коллектив показал, что фактор неожиданности повышает удовольствие от музыки.