Тренировка восприятия, направленная на ассоциативную связь между получением слуховой информации и предоставлением осязательного ответа, благоприятно влияет на когнитивные функции. Ученые выяснили, что подобная тренировка способна улучшить распознавание речи в условиях повышенного шума на 25 процентов среди людей с полной или частичной потерей слуха. Статья опубликована в журнале Current Biology.
Эффективность различных сенсомоторных функций (например, мелкой моторики, слуха и зрения) весьма пластична и может изменяться с течением жизни человека. Один из способов улучшения такой эффективности с возрастом — это виды деятельности, направленные на тренировку различных видов восприятия. Примером такой тренировки может быть игра на музыкальных инструментах: используя моторные функции для игры, например, на скрипке, мы получаем следующий за ним звук. При игре между моторной (движениями рук) и сенсорной (восприятие мелодии на слух) информацией происходит синхронизация, которая, в свою очередь, выстраивает ассоциации между двумя каналами. Благодаря этим ассоциациям сенсорные и моторные способности улучшаются. До сих пор, однако, точно неизвестно, способны ли подобные тренировки улучшать когнитивные способности (например, память или внимание).
Авторы новой работы решили проверить, как подобная тренировка может помочь в улучшении понимания речи в шумной среде — например, в переполненном ресторане. Для этого исследователи разработали специальную игру, направленную на тренировку восприятия (в данном случае — слухового). Главная цель игры — собрать пазл; отдельный кусочек пазла нужно переместить на экране планшета с помощью стилуса или пальца на определенное место. Во время передвижения кусочков частота и громкость звука менялась: участников, таким образом, просили выстроить ассоциации между звуком и правильным положением пазла.
В контрольной группе исследователи заменили тренировку восприятия на «плацебо»: тренировку рабочей памяти со слуховыми стимулами, которая не была направлена на улучшение способностей слухового восприятия. Однако участники и из контрольной, и из активной группы предполагали, что их слух должен улучшиться после завершения эксперимента.
В эксперименте приняли участие 24 человека пожилого возраста (средний возраст — 70 лет) с полной или частичной потерей слуха, наблюдавшейся в течение, в среднем, семи лет. Участники проходили тренировку в течение восьми недель (по 3,5 часа в неделю). В контрольную группу попали 14 человек, а в активную — 11.
После окончания тренировки ученые проверили способность участников распознавать речь при высоком уровне шумности. Исследователи отметили улучшение распознавания как отдельных слов, так и слов в высококонтекстуальных (с эксплицитно выраженной информацией) и низкоконтекстуальных (с имплицитно выраженной информацией) предложениях. В среднем, участники из активной экспериментальной группы смогли опознать на 25 процентов больше слов, чем участники из контрольной группы.
Авторы отмечают, что тренировка слухового восприятия не повлияла на слух участников: он остался на прежнем уровне. Ученые, таким образом, делают вывод, что сенсорная тренировка помогает восстановить внимание, направленное на слуховые стимулы.
Ученые надеются, что в будущем тренировки восприятия будут активно применяться в исследованиях как развития когнитивных способностей, так и пластичности головного мозга.
Не все тренажеры, направленные на улучшение когнитивных способностей, одинаково эффективны. Так, в нашей заметке вы можете прочитать о том, как эффективность популярного приложения Lumosity оказалась сопоставима с обычными видеоиграми.
Елизавета Ивтушок
Исследование касалось современного искусства
У людей, которые прочитали информацию о содержании картины, расширяются зрачки, увеличивается электрическая активность кожи (потоотделение), и они подробнее изучают картину по сравнению с теми, кто ничего не читал. Кроме того, после просмотра картины такие люди оценивали ее как более привлекательную. Как считают итальянские ученые, чье исследование опубликовано в журнале PLOS One, такая реакция, во-первых, говорит о лучшем подключении к восприятию картины, а во-вторых, о важности музейных этикеток и информации на них. В последние годы появляется все больше данных о том, что культурный и эстетический опыт, связанный с восприятием произведений художественного искусства, благотворно влияет на состояние здоровья. При этом стало понятно, что важно не только то, с какой конкретно картиной взаимодействует посетитель музея, но и то, как выставляются работы: дизайн выставки, культура обслуживания в музее и текст музейных этикеток. Хотя поясняющая информация с музейных этикеток помогает лучше понять и оценить исследуемую посетителем картину, некоторые музеи осознанно отказываются от них, чтобы процессу эстетического переживания ничего не мешало. Однако такая тактика не работает в музеях современного искусства: человеку с низкой художественной подготовкой легче понимать фигуративную живопись, а не абстрактную, и непонимание заложенного смысла в таких картинах может отбить охоту к посещениям подобных музеев. Мария Микела Дель Вива (Maria Michela Del Viva) из Флорентийского университета исследовала, как на эмоциональном и физиологическом уровне отражается предварительное ознакомление с информацией о картине. Для этого ученые под ее руководством провели эксперимент с 30 здоровыми студентами не творческих факультетов, которые не интересуются искусством (за последний год посещали художественные выставки не более двух раз) и предпочитают фигуративную живопись абстрактной (р < 0,05). Эксперимент заключался в том, что две группы перед просмотром каждой из восьми картин в частном музее современного искусства Roberto Casamonti Collection читали табличку с информацией об авторе, названии, дате написания картины и технике (содержательные таблички). Спустя месяц (второй сеанс) участники повторяли то же действие, однако двадцати участникам экспериментальной группы предлагалось ознакомиться еще и с описанием содержания картины на информационной табличке. Ученые отслеживали диаметр зрачков и движения глаз с помощью носимой гарнитуры, а датчик в виде браслета фиксировал электрическую активность кожи и частоту сердечных сокращений. После просмотра каждой картины участник оценивал по пятибалльной шкале сложность и понятность картины, информативность названия, положительные и отрицательные эмоции, общее восприятие, интерес и любопытство к другим работам того же автора. Также участники сообщали, знакомы ли им эти картины и художники (двое из тридцати участников были знакомы с некоторыми картинами в галерее). Ученые обнаружили, что участники экспериментальной группы тратили больше времени на изучение картины после прочтения информации о содержании картины (р < 0,001), тогда как участники контрольной группы смотрели на картины дольше в первом сеансе (p < 0,001). Опросник, в котором участники по пятибалльной шкале оценивали характеристики переживаемого опыта после просмотра каждой картины, показал, что описательные таблички снижают оценку сложности работы (p < 0,05), повышают понятность содержания картины (p < 0,01), информативность названия (p