Астрофизики из Йельского университета адаптировали алгоритм инженеров, изучавших взаимодействие лопастей вертолета с создаваемыми ими завихрениями воздуха, для описания процессов в протопланетных и аккреционных дисках. Это позволило учесть теорему Кельвина о циркуляции и получить более точные картины процессов. Статья опубликована в журнале The Astrophysical Journal.
В процессе формирования протопланетного или аккреционного диска большую роль играют неламинарные течения, в которых формируются вихри и другие долгоживущие структуры. Также такие особенности наблюдаются в атмосферах планет (например, большое красное пятно на Юпитере). Следовательно, численное моделирование таких дисков должно учитывать сильные нелинейности модели.
Из-за нелинейностей в процессе численного моделирования вычислительные ошибки могут быстро накапливаться. Поэтому хорошие алгоритмы должны быть разработаны таким образом, чтобы в ходе вычислений не нарушались некоторые важные для исследуемого явления законы сохранения. Обычно требуют выполнения законов сохранения энергии и импульса, а также уравнения непрерывности. Однако в протопланетном диске выполняется еще один закон, который все разработанные методы численного моделирования не учитывают, — закон сохранения зави́хренности (теорема Кельвина о циркуляции). В новой работе астрофизики обошли эту проблему.
Для этого они воспользовались наработками инженеров, изучавших взаимодействие лопастей вертолета с возникающими завихрениями воздуха. В этой задаче также важно следить за сохранением завихренности, чтобы спроектировать более эффективную геометрию винта. Разработанный инженерами алгоритм RBV2 основывается на полулагранжевом методе (semi-Lagrangian scheme) и разложении Гельмгольца-Ходжа (Helmholtz-Hodge decomposition) и отлично описывает случай медленно смещающихся вихрей, хотя и является методом всего второго порядка точности. Астрофизики применили его к моделированию протопланетных дисков практически без изменений.
Ученые сравнили работу RBV2 с результатами трех других программ, разработанных ранее. Одна из них использовала явную схему адвекции Ван-Леера второго порядка (ZEUS), другая — спектральные методы (DEDALUS), а третья — схему Годунова высокого порядка (PLUTO). Сравнение проводилось для нескольких простых случаев, например, для случая экспоненциально спадающей с квадратом расстояния от центра скорости, для которого известно аналитическое решение. Оказалось, что в целом новый алгоритм хорошо описывает происходящие в диске процессы, особенно процессы формирования вихрей. Кроме того, он работает примерно в десять раз быстрее, чем предыдущие алгоритмы. Тем не менее, на сверхзвуковых скоростях RBV2 проигрывает в точности алгоритму PLUTO.
Затем астрофизики применили разработанный алгоритм к моделированию аккреционных дисков. Также они исследовали динамическое взаимодействие образующихся в диске вихрей. Новый алгоритм позволил получить гораздо более детализированные картины (см. рисунки) и показал, что на самом деле взаимодействие вихрей длится дольше, чем предсказывают другие численные методы. По словам ученых, это может быть связано с тем, что из-за сохранения завихренности RBV2 работает на бóльших эффективных числах Рейнольдса.
В дальнейшем ученые планируют применить новый алгоритм для более подробного исследования турбулентностей в аккреционных дисках, моделирования атмосферы Юпитера и ураганов в протопланетных дисках.
Ранее мы писали о том, как астрономы нашли диски необычной формы: двойной протопланетный диск у звезды HD 100546 и протопланетные диски с кольцами у TW Гидры. Также ученые объясняли формирование планет в таких дисках аэродинамическим сопротивлением, что перекликается с результатами новой статьи.
Дмитрий Трунин
Она относится к объектам Хербига—Аро
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение объектов Хербига — Аро 46/47, которые представляют собой пару протозвезд, порождающую джеты. Столкновение джетов с окружающим облаком привело к созданию необычной биполярной туманности, сообщается на сайте обсерватории. Объектами Хербига — Аро называются туманности, связанные с молодыми звездами, находящимися в областях звездообразования. Впервые они были открыты в середине прошлого века и возникают, когда формирующаяся звезда порождает узкие биполярные джеты из-за избытка вещества вокруг. Джеты в свою очередь сталкиваются с окружающими газовыми облаками, заставляя их светиться. Время жизни таких структур очень мало по астрономическим меркам — несколько десятков тысяч лет. Целью наблюдений камеры NIRCam «Джеймса Уэбба» были объекты HH 46/47, которые расположены в темном облаке (глобуле Бока) около туманности Гама, в 1470 световых годах от Солнца. В центре туманности, похожей на бабочку, находится пара формирующихся звезд класса I, возрастом всего несколько тысяч лет, окруженные облаком из газа и пыли. Сами джеты, создающие четко очерченные ударные волны в газе, показаны оранжевым цветом, голубым показана окружающая плотная туманность. Звезды Млечного Пути показаны синим цветом и обладают дифракционными пиками, фоновые галактики пиками не обладают и выглядят как бело-розовые пятна. Самые далекие галактики выглядят на изображении как тусклые красные точки. Ранее мы рассказывали о том, как телескоп VLT увидел джет от молодой звезды в другой галактике.