Галактика с полярным кольцом превратила соседку в веретено

Астрономы выяснили, что вытянутые галактики-веретена, где звезды вращаются вокруг самой длинной оси, могут встречаться во Вселенной гораздо чаще, чем считалось ранее. Также исследователи построили модель, которая объясняет, как образуются эти необычные объекты. Статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Кроме спиралевидных и эллиптических галактик, во Вселенной встречаются и другие, более редкие типы объектов. К ним относятся галактики-веретена, которые имеют вытянутую форму и вращаются вокруг самой длинной оси (отсюда и название). До сих пор астрономам удалось обнаружить лишь 12 таких объектов, однако исследователи из Института астрономии имени Макса Планка теперь нашли еще восемь галактик-веретен.

Ученые проанализировали данные небесного обзора CALIFA, в котором описаны параметры приблизительно 600 галактик, в том числе и движение звезд. Среди них исследователи обнаружили восемь новых галактик-веретен. Все они находятся в ближней части Вселенной, в пределах миллиарда световых лет, что позволяет оценить, насколько часто должны встречаться такие объекты. Исследователи пришли к выводу, что примерно 27 процентов массивных галактик ранних стадий (ETG, массы больше 2 × 1011 масс Солнца) должны быть галактиками-веретенами.

Также авторы работы предложили модель, объясняющую, как формируются подобные объекты. Симуляция показала, что галактики-веретена формируются при слиянии галактики c перемычкой и галактикой с полярным кольцом, которые сталкиваются под определенным углом. Гравитация объектов начинает влиять на них, в итоге перемычка внутри одной из галактик вытягивается, а вокруг нее начинают двигаться звезды другой галактики, что задает общий характер вращения. Как выглядит процесс, можно посмотреть ниже:

Модель ученых также предсказывает некоторые особенности вращения галактик-веретен, однако проверить результаты симуляции пока что не представляется возможным. Для этого необходимы новые наблюдения такими инструментами, как 8-метровый телескоп Very Large Telescope.

Ранее астрономы обнаружили звезды-тыквы, которые из-за быстрого вращения оказываются сплющены. Кроме того, недавно ученые нашли кольцо у Хаумеи, карликовой планеты необычной формы.

Спускаемый модуль «Чандраян-3» услышал потенциальное лунотрясение