Присутствие неприятеля заставило скорпионов адаптировать яд для защиты

Некоторые виды скорпионов могут регулировать токсичность своего яда в зависимости от того, зачем он им нужен: для защиты или нападения. Это выяснили австралийские ученые, которые проверили токсичность яда скорпионов вида Liocheles waigiensis при адаптации к разным условиям в искусственных экосистемах. Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Ядовитые хищники (например, скорпионы или змеи) пользуются ядом, в основном, для двух целей: защиты от хищников и ловли добычи. Для каждой из этих задач им необходимы разные компоненты яда: соответственно, для эффективного решения какой-либо из них животное может балансировать содержание этих компонентов. Например, при тесном соседстве с большим количеством неприятелей, «защитные» компоненты должны быть выражены сильнее, чем при нахождении в сравнительно безопасной для особи экосистеме. До сих пор, однако, не было ясно, умеют ли отдельные особи «адаптировать» токсичность своего яда для двух задач сразу.

Авторы новой работы проверили оптимизацию токсинов яда у скорпиона вида Liocheles waigiensis, обитающего на территории Австралии. Для этого ученые поместили скорпионов в искусственные экосистемы и разделили их на четыре группы. У представителей первой группы (15 особей) вызывали как защитную, так и нападающую реакцию: их кормили живыми сверчками, а в качестве неприятеля выпускали к ним мышь. Представителей второй группы (14 особей) кормили мертвыми сверчками, но при этом запускали к ним мышь, вызывая тем самым только защитную реакцию. Третья группа (также 14 особей) должна была охотиться на живых сверчков, но не защищалась от неприятелей. Наконец, в качестве контрольной группы (13 особей) ученые взяли скорпионов, которых просто кормили мертвыми сверками.

Эксперимент проходил в течение шести недель, после чего яд скорпионов взяли для анализа токсинов. Ученые выяснили, что состав яда тех скорпионов, которые защищались от неприятеля, значительно (p = 0,001) отличался от яда тех скорпионов, которым не нужно было защищаться. Подобного эффекта не нашли среди скорпионов, использовавших токсичные вещества своего яда исключительно для охоты.

Ученые пришли к выводу, что скорпионы, которые в течение длительного времени вынуждены защищаться от неприятеля, могут адаптировать под новую задачу свой яд, делая его более токсичным для эффективной защиты. Это, по словам ученым, первое экспериментальное доказательство активной оптимизации токсинов животными для их приспособления к новым условиям. Такую способность необходимо также изучать далее — на примере других ядовитых животных.

Яд — не единственное активное «оружие», свойства которого могут меняться в зависимости от задач. Например, пауки вида Nephila pilipes могут менять структуру своей паутины в зависимости от того, какую добычу они планируют поймать.

О самых ядовитых представителях животного мира читайте в нашем материале.

Прием каннабидиола беременными мышами нарушил чувствительность и поведение у потомства