Американская компания Lockheed Martin по заказу командования ВВС США приступила к разработке мощного лазерного генератора, который будет использоваться в составе боевого лазера для истребителей. Как сообщает Flightglobal, демонстратор технологий боевого лазера малой мощности будет испытан в 2021 году, а чуть позже — прототип высокой мощности. Испытания будет проходить система, установленная на тактический боевой самолет. На разработку лазерного генератора планируется потратить 26 миллионов долларов.
Военные рассматривают лазерные системы, предназначенные как для самозащиты, так и для поражения других самолетов и наземных целей, в качестве вооружения с «неограниченным» боезапасом и очень низкой стоимостью одного выстрела. Разработка лазеров для боевой авиации сегодня ведется в США рамках проекта SHiELD. Основное требование к боевому лазеру — эффективная работа при полете на дозвуковой (до 0,75 числа Маха, или 926 километров в час), трансзвуковой (от 0,75 до 1,2 числа Маха) и сверхзвуковой (от 1,2 до пяти чисел Маха) скоростях.
Лазерную систему планируется разместить в небольшом подвесном контейнере, по своим размерам сопоставимым с существующими сегодня средствами самообороны — инфракрасными направленными и лазерными излучателями. Согласно проекту SHiELD, перспективные истребители планируется оснастить тремя видами лазеров. Маломощные лазеры до киловатта будут использоваться для подсветки цели, наведения на нее оружия и для противодействия системам наблюдения противника.
Лазеры средней мощности в несколько десятков киловатт планируется применять для самозащиты самолета от ракет. Наконец, лазер высокой мощности будет способен сбивать другие самолеты и поражать наземные цели. Мощные боевые лазеры рассматриваются в качестве одного из типов вооружения перспективных истребителей шестого поколения, однако лазерные системы наведения на цель и самозащиты от ракет планируется ставить и на уже существующие боевые самолеты.
По условиям контракта ВВС США, Lockheed Martin должна будет разработать достаточно компактный генератор лазерного излучения, чтобы его можно было использовать на маневренных боевых самолетах. Другие подробности проекта пока не раскрываются. В августе прошлого года Lockheed Martin получила контракт на разработку системы управления боевым лазером. Командование ВВС США также намерено заключить с одной из американских компаний контракт на разработку стабилизированной системы подвесы для лазера.
В 2015 году Lockheed Martin адаптировала разрабатываемый ею прототип боевого лазера для стрельбы при полете на околозвуковых скоростях. Во время испытательных полетов лазера исследователи выяснили, что турбулентные потоки, возникающие на фюзеляже самолета на околозвуковых скоростях полета, нарушают фокусировку луча, если он не направлен прямо по курсу полета. Чтобы избегать расфокусировки, которая существенно снижает мощность лазерного луча, компания встроила в систему наведения лазера комплекс деформируемых зеркал.
Василий Сычёв
Разработку легкого военно-транспортного самолета Ил-112В приостановили до завершения расследования катастрофы первого летного образца. Как сообщает «РИА Новости», сборку второго и третьего летных образцов транспортника тоже временно прекратили.