Началась разработка авиационной системы управления боевым лазером

Американская компания Northrop Grumman по заказу ВВС США занялась разработкой бортовой системы управления лучом боевого лазера, которую планируется устанавливать на истребители пятого и шестого поколений. Как сообщает Flightglobal, новая система будет интегрирована в конформный или подвесной контейнер и позволит самолетам вести огонь в разные стороны. Ее испытания с высокомощным лазером запланированы на 2021 год.

В атмосфере стрельба лазером с быстролетящего самолета будет различаться по эффективности в зависимости от направления выстрела. Наиболее мощный лазерный луч можно формировать только строго по курсу полета самолета. Мощность излучения будет тем сильнее рассеиваться, чем сильнее будет отклоняться луч от траектории полета.

Дело в том, что в полете на планере самолета возникают сильные турбулентные потоки. Наибольшую площадь планера они захватывают при полете на околозвуковых и трансзвуковых скоростях. Эти завихрения воздуха работают как оптические линзы с постоянно изменяющейся кривизной, способные нарушать фокусировку лазерного луча и рассеивать его мощность.

Новая система управления лазерным лучом, разработкой которой занялась компания Northrop Grumman, будет собрана из нескольких линз. Технические подробности о работе системы пока неизвестны. Предположительно, она получит датчик контроля оптического состояния воздуха и сможет корректировать лазерный луч, изменяя положение линз. Проект получил название STRAFE.

Похожую систему управления лазерным лучом в 2014 году испытала американская компания Lockheed Martin на бизнес-джете Falcon 10. На самолет вместо двух боковых иллюминаторов установили выпуклые линзы, между которыми расположили систему деформируемых зеркал. В результате получилась система, позволяющая самолету вести практически 360-градусный обстрел целей.

Разработка системы управления лазерным лучом проводится в рамках первого из трех основных этапов создания лазерной системы самозащиты для боевых самолетов пятого и шестого поколений. Такая система получила обозначение SHiELD. На втором этапе будет создаваться система питания и охлаждения лазерного модуля, а на третьем — сам лазер с электрической накачкой.

Согласно требованиям военных, система SHiELD должна получить лазеры мощностью несколько десятков киловатт. Основное требование к перспективной системе — возможность эффективно работать при полете на дозвуковой (до 0,75 числа Маха, или 926 километров в час), трансзвуковой (от 0,75 до 1,2 числа Маха) и сверхзвуковой (от 1,2 до пяти чисел Маха) скоростях.

Лазерную систему планируется разместить в небольшом подвесном контейнере, по своим размерам сопоставимым с существующими сегодня средствами самообороны — инфракрасными направленными и лазерными излучателями.

Военные рассматривают лазерные системы, предназначенные как для самозащиты, так и для поражения других самолетов и наземных целей, в качестве вооружения с «неограниченным» боезапасом и очень низкой стоимостью одного выстрела. С помощью лазеров боевые самолеты смогут делать такое количество выстрелов, которое сможет обеспечить бортовой генератор, приводимый от реактивных двигателей.

Американские военные намерены оснастить перспективные истребители тремя видами лазеров. Первый — маломощные лазеры до киловатта, которые будут использоваться для подсветки цели, для наведения на нее оружия, а также для противодействия системам наблюдения противника. Второй — лазеры средней мощности в несколько десятков киловатт, применяемые для самозащиты самолета от ракет. Наконец, третий — лазер высокой мощности, способный сбивать другие самолеты и поражать наземные цели.

Установка лазерного оружия сопряжена со множеством технических сложностей, главной из которых станет перегрев. Тепло от лазеров, их систем управления и энергообеспечения необходимо будет рассеивать, причем таким образом, чтобы не пострадала инфракрасная малозаметность летательных аппаратов. В качестве одного из вариантов решения американские разработчики предложили отводить тепло в двигатели.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
У израильского разведывательного беспилотника Skylark 3 появилась гибридная версия