Различные мыслительные практики, направленные как на понимание собственных эмоций, так и на принятие того, что происходит вокруг, приводят к структурным изменениям головного мозга, а также снижает уровень стресса. Это выяснила группа европейских ученых, которая провела два исследования в рамках проекта, направленного на изучение влияния когнитивной терапии на эмоциональное и когнитивное состояние. Статьи (1, 2) опубликованы в журнале Science Advances.
В последнее время когнитивная наука часто обращается к изучению факторов, влияющих на эмоциональное познание человека, а также к связанным с ними структурным изменениям головного мозга. Например, ряд исследований указывает на то, что мыслительные упражнения, такие как медитация и когнитивная терапия, основанная на осознанности (англ. mindfulness-based cognitive therapy), благоприятно влияют на психическое и физическое самочувствие и когнитивные способности людей. Несмотря на это, вопрос о том, влияют ли мыслительные практики на нейропластичность (способность мозга изменяться с течением времени и под воздействием обстоятельств) остается открытым, так как большинство уже проведенных исследований включали либо небольшую выборку участников, либо изучали многолетних практиков (например, тибетских монахов), либо сосредотачивались на изменениях после кратковременных практик. Кроме того, до сих пор систематически не выявлен механизм влияния различных мыслительных практик на изменения показателей уровней стресса. Для того, чтобы собрать дополнительные данные в пользу гипотезы положительного влияния ментальных практик, международная группа ученых провела два лонгитюдных исследования в рамках ReSource Project — проекта, разработанного в Институте психолингвистики Макса Планка. Цель этого проекта — изучить влияние различных (западных и восточных) методик когнитивной тренировки на психическое здоровье людей.
В исследовании приняли участие 332 неврологически здоровых человека в возрасте от 22 до 55 лет. До начала эксперимента большая часть участников была разделена на группы: две активные экспериментальные (80 и 81 человек соответственно) и контрольная группа (30 человек). Остальные люди приняли участие в дополнительном эксперименте в конце исследования.
В течение 39 недель каждый участник активных экспериментальных групп проходил три практики:
практика «присутствия» включала в себя дыхательные упражнения и упражнения, направленные на ощущения собственного тела;
аффективная терапия была направлена на упражнения, тренирующие терпимость к окружающим;
обозревательная терапия, направленная на понимание и принятие собственных мыслей и эмоций, а также поступков окружающих людей.
Девять месяцев эксперимента были разделены на три модуля, в каждый из которых участники двух групп проходили прописанную им когнитивную терапию. Участники из первой группы сначала проходили практику «присутствия», затем — аффективную терапию, и в конце — обозревательную терапию. Участники из второй группы также начинали с практики «присутствия», но затем проходили сначала обозревательную терапию, а потом — аффективную. Все практики включали в себя групповую терапию со специалистами, а также самостоятельную практику дома — с использованием смартфона или компьютера. Дополнительная группа участников проходила только аффективную терапию.
В начале эксперимента и после прохождения каждой из практик ученые проводили фМРТ-эксперимент, направленный на изучение как когнитивных функций (например, внимания, памяти и эмоционального познания), так и структурных изменений коры головного мозга. Каждый эксперимент включал одно из трех заданий:
первое задание было направлено на проверку внимания (как высшей когнитивной функции). При выполнении этого задания участникам необходимо было нажимать нажимать на кнопки на специальном пульте в соответствии со стимулом (стрелкой), который появлялся в середине экрана, при этом игнорируя лишние стимулы (также стрелочки) на периферии;
во время второго задания участники «пассивно» смотрели видеозаписи людей, которые рассказывали о нейтральных или эмоционально-окрашенных событиях из своей жизни;
во время выполнения третьего задания участников просили ответить на некоторые вопросы, которые касались людей на видео из предыдущего задания. Вопрос мог быть, например, таким: «Как вы думаете, что чувствует человек на видео?».
Каждое из заданий было направлено на проверку эффективности всех пройденных практик. Так, первое задание (задание на внимание) проверяло эффективность практики «присутствия», второе было направлено на проверку аффективных способностей человека, а третье проверяло обозревательные способности.
После трехмесячной практики «присутствия» ученые обнаружили улучшения в выполнении теста на внимание по сравнению с изначальными данными и контрольной группой. Кроме того, исследователи обнаружили, что практика «присутствия» привела к увеличению объема префронтальной и передней поясной коры: эти участки мозга отвечают за такие когнитивные функции, как внимание, память и принятие решений. Аффективная терапия привела к структурным изменениям в области островковой доли — участка коры больших полушарий, принимающего участие в формировании социальных эмоций. Наконец, обозревательная терапия, направленная на понимание и принятие себя и того, что происходит вокруг, повлияла на структурные изменения как в префронтальной коре, так и в средней височной извилине (англ.) — участке височных долей коры больших полушарий, отвечающего за обработку смысла. Таким образом, ученые показали, что длительная мыслительная практика положительно влияет на нейропластичность.
Помимо фМРТ-эксперимента, участники исследования принимали участие в эксперименте на стрессоустойчивость после прохождения каждой мыслительной практики.
Для того, чтобы вызвать в людях стрессовую реакцию, исследователи проводили социальный стресс-тест Триера (англ. Trier social stress test). Такой тест заключается в имитации собеседования на работу: участник заходит в комнату, в которой за столом сидят три члена «жюри»; за несколько минут ему надо подготовить речь о том, почему он — лучший «кандидат» на какую-либо должность. Затем участник такого теста выступает перед членами жюри, которые сохраняют нейтральное выражение лица и не проявляют никаких эмоций. После выступления участника обычно просят выполнить арифметическое задание: сосчитать от 1022 до нуля шагами по 13 (1022, 1009, 996 и так далее).
Стрессоустойчивость участников проверялась при помощи изменений уровня кортизола (гормона, отвечающего за стрессовую реакцию организма) и специального опросника, направленного на выявление уровня тревожности. Уровень кортизола был выявлен при помощи анализа слюны, собранной несколько раз в течение стресс-теста. Кроме того, исследователи измеряли частоту сердцебиения, а также проанализировали образцы крови участников на наличие маркера, отвечающего за становление иммунной системы человека, — C-реактивного белка.
Ученые не выявили положительных изменений в маркерах иммунной системы участников после прохождения какой-либо из ментальных тренировок. Ментальная практика оказалась эффективна в регуляции стрессовой реакции путем снижения уровня кортизола и количества баллов по шкале тревожности. Однако, ученые выяснили, что самой эффективной была аффективная терапия и обозревательные практики: уровень тревожности снизился 39 и 31 процент, соответственно, а уровень кортизола — на 48 и 51 процент.
На основании полученных результатов ученые сделали вывод, что для снижения стресса самыми эффективными являются ментальные практики и когнитивная терапия, направленные на развитие эмпатии и принятия того, что происходит вокруг.
Авторы исследований отмечают важность различных мыслительных практик в профилактике как «ясности ума», так и при поддержания оптимального уровня стресса. По мнению исследователей, введение подобных практик (как самостоятельно, так в рамках психотерапии) может положительно сказаться на профилактике возникновения неврологических заболеваний среди людей, входящих в группу риска: например, людей пожилого возраста или людей с историей заболеваний эмоционального спектра (депрессии, биполярного или тревожного расстройства).
Недавно ученые выяснили, что префронтальная кора толще у женщин, которые практикуют йогу в течение многих лет. О перспективах исследований медитации вы можете прочитать в нашем интервью с американским нейробиологом и психологом Ричардом Дэвидсоном.
Елизавета Ивтушок