Международная команда исследователей впервые обнаружила галогенорганические соединения в облаке газа, окружающего протозвезды, а также в коме кометы Чурюмова — Герасименко. Открытие показывает, что галогенорганические молекулы, которые иногда предлагается использовать в качестве биомаркеров, могут также рождаться и в космосе. Это важно учитывать при анализе атмосфер каменистых экзопланет. Статья вышла в журнале Nature Astronomy, кратко о результатах исследования сообщает пресс-релиз на сайте Южной европейской обсерватории.
Галогенорганические соединения состоят из галогенов, таких как фтор и хлор, связанных с углеродом, а иногда и другими элементами. Они часто используются в промышленных целях и известны своим негативным влиянием на озоновый слой Земли. Некоторые галогенорганические молекулы (например, хлорометан или бромметан) рождаются в ходе разных биологических и геологических процессов. Самым распространенным в атмосфере нашей планеты галогенорганическим соединением является метилхлорид (CH3Cl): в год на Земле производится до 3 мегатонн этого вещества, причем большая часть в ходе биологических реакций. Совсем недавно ровер «Кьюриосити» обнаружил метилхлорид на Марсе — несмотря на то, что он считается возможным биомаркером, некоторые ученые предположили, что метилхлорид мог быть принесен метеоритами из космоса.
Авторам новой работы удалось показать, что галогенорганические соединения действительно могут образовываться в космосе и существовать достаточно долго, чтобы стать частью планетной системы. Исследователи впервые обнаружили в межзвездном пространстве следы двух изотопологов метилхлорида (CH335Cl и CH337Cl), которые отличаются от него только по изотопному составу атомов.
В своей работе астрономы проанализировали данные телескопа ALMA о протозвездной системе IRAS 16293–2422. Она удалена от нас примерно на 400 световых лет и содержит два компонента — протозвезду IRAS 16293A и IRAS 16293B. Масса небесных тел указывает на то, что в будущем они превратятся в солнцеподобные звезды. Спектральный анализ облаков газа вокруг протозвезд показал, что они содержат изотопологи метилхлорида, а также, вероятно, фторметан (CH3F, не был достоверно зарегистрирован). Изотополог метилхлорида (CH335Cl) также был зарегистрирован космическим аппаратом «Розетта» в коме кометы Чурюмова — Герасименко.
Интересно, что относительное содержание метилхлорида в протозвездной системе и облаке вокруг кометы было примерно одинаковым. Так как кометы считаются остатками эпохи формирования нашей Солнечной системы и содержат «отпечатки» процессов того времени, новые результаты доказывают, что молодая Солнечная система вероятно унаследовала химический состав своего родительского облака.
Открытие также ставит под сомнение возможность использования метилхлорида в качестве биомаркера, указывающего на присутствие жизни. Например, в своей работе исследователи говорят о том, что значительные количества метилхлорида — около 50 гигатонн — могли попасть на Землю вместе с кометами во время поздней тяжелой бомбардировки.
В последнее время астрономы все чаще находят органические вещества в космосе. Следы органики были обнаружены на Церере, комете Чурюмова—Герасименко и в межзвездном пространстве. Также исследователи находили прекурсоры сахаров и потенциальный материал для клеточных мембран.