Птицы некоторых видов способны исследовать свойства предметов, чтобы затем применять новые знания для выполнения различных заданий. Это выяснили ученые, изучившие способность попугаев кеа и новокаледонских воронов использовать различные предметы для добывания еды. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.
Животные в дикой природе нередко взаимодействуют с различными предметами (например, ветками и камнями) при добывании пищи или строительстве жилищ. Капуцины (и некоторые другие виды приматов), например, используют камни для того, чтобы достать орехи из скорлупы. Среди птиц различные предметы (как в дикой природе, так и в неволе) часто используют, например, вороны и какаду. До сих пор, однако, не было известно, обладают ли животные способностью изучать и запоминать свойства предметов для дальнейшего их использования, подобно тому как люди учатся этому в самом юном возрасте.
Для того чтобы это выяснить, авторы новой работы поставили эксперимент, в котором приняли участие 14 птиц: восемь кеа (Nestor notabilis), птиц из семейства попугаевых, и шесть новокаледонских воронов (Corvus moneduloides). Перед началом эксперимента каждой птице дали возможность «познакомиться» с искусственными предметами: десятью кубиками и десятью веревками, с каждой группой предметов по отдельности.
Кубики и веревки не отличались по размерам или длине, но отличались по узору рисунка и цвету фона, а также по весу и жесткости. Так, пять тяжелых кубиков (125 граммов) были украшены полосками, а пять легких (45 граммов) — точками. Кроме того, кубики в каждом наборе были разноцветными. Веревки отличались жесткостью (в половину из них был вставлен металлический провод) и цветом (жесткие веревки были желтыми, а мягкие — синими). Птицы свободно взаимодействовали с объектами в течение десяти минут.
После этого птицам представили две конструкции, при взаимодействии с которыми они могли получить угощение. Первая состояла из небольшого прозрачного куба и прикрепленной к ней трубке. Чтобы открыть куб и получить угощение, в трубку необходимо было опустить тяжелый предмет. Вторая конструкция состояла из прозрачной трубки, лежащей горизонтально; чтобы достать из нее угощение, необходимо было просунуть в трубку что-нибудь жесткое (например, палочку).
Исследователи показали птицам, как доставать угощение, используя кубики и веревки: птицы «узнали», что в случае с первым устройством надо применить тяжелый предмет, а со вторым — твердый и продолговатый.
Закончив обучение, ученые снова позволили птицам осмотреть кубики и веревки. При этом кеа больше взаимодействовали с предметами, чем вороны: толкали их клювом или брали когтями. Затем ученые предложили птицам самим достать угощение из конструкций, предоставив им выбор между двумя кубиками (одним тяжелым и одним легким) и двумя веревками (одной мягкой и одной жесткой) из первоначального набора. У каждой птицы при этом было десять попыток с одной конструкцией и десять — с другой.
Четыре особи (два кеа и два ворона) правильно «решили» задание с веревками девять раз из десяти, в то время как ни одной птице не удалось правильно использовать кубики больше шести раз. Ученые предположили, что узор кубика — слишком сложный визуальный признак его веса, и повторили эксперимент, используя в качестве отличительного свойства цвет. В этом эксперименте в девяти случаях из десяти правильно использовали кубик три кеа и один ворон.
Результаты обученных птиц сравнили с результатами птиц из контрольной группы, которые ранее не взаимодействовали с предметами из набора. В среднем не обученные птицы смогли правильно справиться с заданиями в 50 процентах случаев (результат на уровне случайного угадывания), а обученные — в 70 процентах.
В результате ученые пришли к выводу, что вороны и попугаи кеа способны исследовать объекты и запоминать их свойства, чтобы в дальнейшем эффективно использовать их, например для добывания еды.
Биологи часто интересуются интеллектуальными способностями птиц. Например, из этой заметки вы можете узнать о том, как у воронов нашли способность планировать дела, а здесь — о том, как черные какаду отбивают ритм, похожий на человеческую музыку, и самостоятельно изготавливают для этого «барабанные установки».
Елизавета Ивтушок
Вырастите щенка, котенка или человека своими руками
В XIX веке считалось, что внутриутробное развитие живого организма (кошки, собаки, человека) повторяет эволюционный путь вида: все мы когда-то давно были рыбами, поэтому и в животе у матери обрастаем жабрами, которые потом исчезают. Так называемый «биогенетический закон» был опровергнут в XX веке, однако это не мешает нам восхищаться тем, какие удивительные преобразования происходят с эмбрионом по мере его развития. Предлагаем вам проследить процесс онтогенеза — индивидуального развития организма — от зародыша до новорожденной особи. И еще раз удивиться тому, как же мы все похожи.