Воронов и попугаев кеа научили отличать полезные предметы от бесполезных

Птицы некоторых видов способны исследовать свойства предметов, чтобы затем применять новые знания для выполнения различных заданий. Это выяснили ученые, изучившие способность попугаев кеа и новокаледонских воронов использовать различные предметы для добывания еды. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.

Животные в дикой природе нередко взаимодействуют с различными предметами (например, ветками и камнями) при добывании пищи или строительстве жилищ. Капуцины (и некоторые другие виды приматов), например, используют камни для того, чтобы достать орехи из скорлупы. Среди птиц различные предметы (как в дикой природе, так и в неволе) часто используют, например, вороны и какаду. До сих пор, однако, не было известно, обладают ли животные способностью изучать и запоминать свойства предметов для дальнейшего их использования, подобно тому как люди учатся этому в самом юном возрасте.

Для того чтобы это выяснить, авторы новой работы поставили эксперимент, в котором приняли участие 14 птиц: восемь кеа (Nestor notabilis), птиц из семейства попугаевых, и шесть новокаледонских воронов (Corvus moneduloides). Перед началом эксперимента каждой птице дали возможность «познакомиться» с искусственными предметами: десятью кубиками и десятью веревками, с каждой группой предметов по отдельности.

Кубики и веревки не отличались по размерам или длине, но отличались по узору рисунка и цвету фона, а также по весу и жесткости. Так, пять тяжелых кубиков (125 граммов) были украшены полосками, а пять легких (45 граммов) — точками. Кроме того, кубики в каждом наборе были разноцветными. Веревки отличались жесткостью (в половину из них был вставлен металлический провод) и цветом (жесткие веревки были желтыми, а мягкие — синими). Птицы свободно взаимодействовали с объектами в течение десяти минут.

После этого птицам представили две конструкции, при взаимодействии с которыми они могли получить угощение. Первая состояла из небольшого прозрачного куба и прикрепленной к ней трубке. Чтобы открыть куб и получить угощение, в трубку необходимо было опустить тяжелый предмет. Вторая конструкция состояла из прозрачной трубки, лежащей горизонтально; чтобы достать из нее угощение, необходимо было просунуть в трубку что-нибудь жесткое (например, палочку).

Исследователи показали птицам, как доставать угощение, используя кубики и веревки: птицы «узнали», что в случае с первым устройством надо применить тяжелый предмет, а со вторым — твердый и продолговатый.

Закончив обучение, ученые снова позволили птицам осмотреть кубики и веревки. При этом кеа больше взаимодействовали с предметами, чем вороны: толкали их клювом или брали когтями. Затем ученые предложили птицам самим достать угощение из конструкций, предоставив им выбор между двумя кубиками (одним тяжелым и одним легким) и двумя веревками (одной мягкой и одной жесткой) из первоначального набора. У каждой птицы при этом было десять попыток с одной конструкцией и десять — с другой.

Четыре особи (два кеа и два ворона) правильно «решили» задание с веревками девять раз из десяти, в то время как ни одной птице не удалось правильно использовать кубики больше шести раз. Ученые предположили, что узор кубика — слишком сложный визуальный признак его веса, и повторили эксперимент, используя в качестве отличительного свойства цвет. В этом эксперименте в девяти случаях из десяти правильно использовали кубик три кеа и один ворон.

Результаты обученных птиц сравнили с результатами птиц из контрольной группы, которые ранее не взаимодействовали с предметами из набора. В среднем не обученные птицы смогли правильно справиться с заданиями в 50 процентах случаев (результат на уровне случайного угадывания), а обученные — в 70 процентах.

В результате ученые пришли к выводу, что вороны и попугаи кеа способны исследовать объекты и запоминать их свойства, чтобы в дальнейшем эффективно использовать их, например для добывания еды.

Биологи часто интересуются интеллектуальными способностями птиц. Например, из этой заметки вы можете узнать о том, как у воронов нашли способность планировать дела, а здесь — о том, как черные какаду отбивают ритм, похожий на человеческую музыку, и самостоятельно изготавливают для этого «барабанные установки».

Из ничего — во все