Какаду оказались прирожденными барабанщиками

Австралийские ученые обнаружили, что черные какаду являются прирожденными барабанщиками и в естественных условиях обитания исполняют бит, обладающий всеми чертами человеческой музыки. Кроме того, попугаи самостоятельно изготавливают орудия для игры. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» предположил, что чувство ритма, присущее человеку, является древнейшей функцией мозга и должно быть свойственно и другим видам. С тех пор чувство ритма обнаружили у множества животных: многие птицы, обезьяны, морские львы умеют выполнять действия под метроном и самостоятельно производить ритмичные звуки. Однако «игра» животных не соответствует основным критериям человеческой музыки: она должна иметь определенный ритмический рисунок (бит) и производиться при помощи специально изготовленного инструмента. Даже шимпанзе, которые славятся талантами изготавливать орудия, делают их только для добычи еды, но не для исполнения музыки.

Исследователи обнаружили, что черные какаду (Probosciger aterrimus) регулярно исполняют перед самками полноценные перкуссионные сеты, для которых самостоятельно изготавливают инструменты. Что немаловажно, какаду делают это в естественной среде обитания, а не в неволе, где они могли бы научиться этому у людей. За семь лет наблюдений в лесах полуострова Кейп-Йорк ученым удалось записать 131 эпизод «игры» в исполнении 18 самцов какаду. В большинстве случаев представление было устроено в присутствии самки, поэтому биологи сделали вывод, что «игра» является частью ритуала ухаживания.

Ученые обнаружили, что все «треки» имеют регулярный ритмический рисунок и свои индивидуальные особенности. Например, некоторые попугаи любили барабанить быстро, а некоторые медленно. Иногда медленный бит сопровождался быстрыми вставками. Самый длинный сет состоял из 92 последовательных ударов. Инструменты попугаи изготавливали, отламывая палочки определенного размера, или играли при помощи скорлупы. Ученые сделали вывод, что игра какаду обладает всеми свойствами человеческой музыки: она имеет предсказуемый рисунок, индивидуальный стиль, она исполняется при помощи специальных инструментов и она исполняется для слушателей.

Авторы исследования предполагают, что какаду-барабанщики не только подтверждают слова Дарвина о ритме как древнейшем приобретении животных, но и проливают свет на эволюцию музыки в современных человеческих обществах. Чаще всего музыка, особенно перкуссионные выступления, исполняется для танцев или другой групповой активности. Однако попугаи отбивают ритм для самки или вообще в одиночестве. Возможно, бит зародился гораздо раньше танцев с другими целями. Эту гипотезу подтверждает и случай шимпанзе Барни, о котором мы писали ранее. Этот шимпанзе научился играть на пластиковом ведре и, по-видимому, исполнял музыку просто для себя.

5-аминолевулиновая кислота помогла дрозофилам с дефектом дыхательной цепи выработать АТФ