Перуанский флот списал последний в мире артиллерийский крейсер

Военно-морские силы Перу вывели из своего состава артиллерийский крейсер «Альмиранте Грау» типа «Де Зевен Провинсен», пишет bmpd. Это был последний в мире стоящий на вооружении и числившийся в активном составе флота артиллерийский крейсер. В общей сложности корабль прослужил на флоте чуть меньше 64 лет, из которых 44 — в составе ВМС Перу. Церемония спуска флага на крейсере состоялась 26 сентября 2017 года. В соответствии с традицией, по которой имя «Альмиранте Грау» должно сохраняться за флагманом флота, его передали фрегату «Монтеро» типа «Лупо».

Перуанский артиллерийский крейсер был заложен в Нидерландах 5 сентября 1939 года на верфи Wilton-Fijenoord. Ему присвоили имя «Де Рёйтер». Достроить его голландцы не успели, поскольку 10 мая 1940 года в Нидерланды вторглись немецкие войска, а 15 мая, когда капитулировали вооруженные силы страны, началась пятилетняя немецкая оккупация (завершилась 5 мая 1945 года). Германия с августа 1941 года предпринимала несколько попыток достроить голландский крейсер, корпус которого в декабре 1944 года был даже спущен на воду под обозначением KH-1.

Однако довести до готовности корабль немцы все не смогли, а после Второй мировой войны Нидерланды не имели средств на его достройку. Работы по строительству «Де Рёйтер» возобновились только в 1950 году, причем продвигались с отставанием от изначально запланированных сроков. Артиллерийский крейсер, достраивавшийся уже для голландского флота, был готов только к лету 1953 года, а в ноябре того же года — включен в состав ВМС Нидерландов.

Длина готового корабля составила 187,3 метра, а ширина — 17,3 метра. Крейсер получил водоизмещение 11,9 тысячи тонн. «Де Рёйтер» оснастили двумя двигателями мощностью 85 тысяч лошадиных сил, благодаря которым он может развивать скорость до 32 узлов. Крейсер вооружили четырьмя двуствольными артиллерийскими установками калибра 152 миллиметра, четырьмя зенитными артиллерийскими установками калибра 57 миллиметров и восемью пушками калибра 40 миллиметров. В 1962 году он получил и кормовую зенитную ракетную установку с ракетами Terrier.

В 1972 году «Де Рёйтер» был выведен из состава голландского флота и вскоре продан Перу. После незначительного ремонта 32 мая 1973 года крейсер вошел в состав ВМС Перу, получив имя «Альмиранте Грау». До этого такое имя носил легкий крейсер типа «Краун Колони», бывший британский «Ньюфаундленд». После появления на флоте нового флагмана бывший британский крейсер переименовали в «Капитана Киньонеса».

В 1976 году Перу купили у Нидерландов второй артиллерийский крейсер — «Де Зевен Провинсен» (служил под именем «Агуэрра»; списан в 1999 году). Любопытно, что в 1986-1988 годах «Альмиранте Грау» проходил ремонт и модернизацию в Нидерландах, а на время его отсутствия в составе флота его имя временно получил крейсер «Аугэрра». Это было сделано специально для того, чтобы корабль «Альмиранте Грау» непрерывно находился в составе перуанского флота.

В 1993 году артиллерийский крейсер прошел очередную модернизацию и получил противокорабельный ракетный комплекс Otomat Mk.2. При этом основным вооружением корабля вплоть до списания оставались четыре артиллерийские установки калибра 152 миллиметра. Во время службы «Альмиранте Грау» участия в боевых действиях не принимал.

Имя «Альмиранте Грау» присваивается флагманам перуанского флота в честь бывшего его командующего адмирала Мигеля Марии Грау Семинарио. 8 октября 1879 года адмирал, по совместительству командующий монитором «Уаскар», вступил возле Пунта-де-Ангамос в бой с шестью чилийскими кораблями, включая два казематных броненосца «Бланко Энкалада» и «Альмиранте Кохране». В бою Грау погиб. Списанный в сентябре 2017 года артиллерийский крейсер был третьим по счету кораблем, носившим имя «Альмиранте Грау» (не считая временного «обмена» с крейсером «Агуэрра»).

В конце июля текущего года в Греции завершились ремонт и реставрация броненосного крейсера «Георгиос Авероф», построенного в 1910 году. Это единственный в мире уцелевший броненосный (не следует путать с бронепалубными) крейсер додредноутной эпохи. Греческий корабль прошел ремонт на судостроительной верфи Hellenic Shipyards в Скараманге недалеко от Афин, после чего вернулся в порт Фалера. «Георгиос Авероф» был заложен в 1907 году и принят на вооружение в 1911-м. Корабль был построен в Италии на верфи Cantiere Navale Fratelli Orlando в Ливорно по проекту «Амальфи», разработанному в начале 1900-х годов.

Водоизмещение «Георгиоса Аверофа» составляет 10,7 тысячи тонн при длине 140,5 метра и ширине 21 метр. Крейсер оснащен двумя паровыми машинами тройного расширения с 22 паровыми котлами. Корабль мог развивать скорость до 23 узлов, а дальность его хода составляла 2,5 тысячи морских миль. Крейсер был вооружен четырьмя сдвоенными артиллерийскими орудиями калибра 234 миллиметра, восемью орудиями калибра 190 миллиметров, 16 пушками калибра 6 миллиметров, восемью — 47 миллиметров, четырьмя пулеметами и тремя торпедными аппаратами.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Оператор справился с роем из более ста роботов и беспилотников