Зарегистрирована четвертая гравитационная волна. Сразу на трех детекторах

Участниками коллаборации LIGO/VIRGO была зарегистрирована новая гравитационная волна, образованная в результате слияния двух черных дыр, причем ее зафиксировали сразу три детектора, включая запущенный совсем недавно детектор VIRGO в Италии. Это уже четвертый случай фиксации гравитационных волн, однако во всех предыдущих случаях они были зарегистрированы лишь двумя детекторами LIGO. Об этом сообщает пресс-релиз LIGO.

По заявлению представителя коллаборации LIGO/VIRGO, им удалось зафиксировать гравитационную волну, источником которой было столкновение двух черных дыр массами около 31 и 25 масс Солнца, произошедшее на расстоянии 1,8 миллиарда световых лет от Земли. В результате этого слияния образовалась вращающаяся черная дыра массой около 53 масс Солнца. Сигнал GW170814 был зафиксирован 14 августа в 14:51 по московскому времени. По словам ученых, получение сигнала сразу на три детектора поможет им вычислить более точные координаты его источника. Уже сейчас, исходя из времени задержки в получении сигнала, которое для двух детекторов LIGO составило 7 миллисекунд, ученым удалось определить, что источник находится в Южном полушарии небесной сферы.

Исходя из электромагнитных сигналов, полученных ранее некоторыми телескопами, в том числе телескопом Хаббл, многие ожидали, что источником зарегистрированной гравитационной волны на этот раз является слияние двух нейтронных звезд, однако эти предположения не подтвердились.

Примечательно, что только в начале августа 2017 года две обсерватории объединили свои усилия и меньше, чем через две недели, смогли зарегистрировать первый сигнал.

Гравитационные волны — волны колебаний геометрии пространства-времени. Существование таких волн является прямым следствием теории относительности. Они возникают при движении любых объектов, которые обладают массой и движутся с ускорением, но достоверно зарегистрировать их можно лишь при взаимодействии очень быстрых и массивных объектов. Гравитационная волна может образоваться в результате взаимодействий в двойных системах: например, при слиянии черных дыр или нейтронных звезд. Пока все гравитационные волны, которые удавалось зарегистрировать, как зарегистрированные в 2015 и 2017 годах на детекторах обсерватории LIGO, так и зафиксированную сейчас, были образованы как раз в результате слияния черных дыр. Более подробно о гравитационных волнах можно прочитать в этом материале