Британская авиакомпания British Airways решила отказаться от обычных дизельных аэродромных тягачей, которые используются для перемещения самолетов по полосам аэродрома в случае, если летательный аппарат не может использовать для этого собственные двигатели. Согласно сообщению компании, вместо нескольких тягачей она уже начала использовать специальные электрические дистанционно управляемые платформы.
Аэродромные тягачи в аэропортах используются, например, для отвода самолета от посадочного рукава после посадки пассажиров. В этом случае самолет не может использовать собственные двигатели в режиме реверса, поскольку расположен слишком близко к терминалу и может повредить его. С помощью тягачей самолеты также перемещают на стоянку, где они «паркуются» вплотную к другим.
British Airways начала использовать электрические платформы-тягачи, выпускаемые немецкой компанией Mototok. В настоящее время наземные операторы авиакомпании используют пять платформ на терминале 5 в Лондонском аэропорту Хитроу. В ближайшее время этот терминал планируется оборудовать 25 станциями зарядки платформ-тягачей.
Какие именно плтаформы British Airways приобрела у Mototok, не уточняется. Компания выпускает электрические тягачи семейства Spacer для самолетов максимальной взлетной массой до 28, 50 и 95 тонн, а также летательных аппаратов тяжелее 95 тонн. Для управления платформой нужен всего один человек, на поясе которого подвешивается небольшой пульт дистанционного управления.
Каждая платформа комплектуется аккумуляторной батареей, полного заряда которой хватает в среднем на трое суток. Spacer оборудованы специальным подъемником, который перед перемещением самолета блокирует колеса его передней стойки шасси и приподнимает ее. Следует отметить, что кроме British Airways такие аппараты другие авиакомпании пока не используют.
Аналогичную Mototok Spacer буксировочную платформу в 2015 году представила американская компания TNA Aviation Technologies. Ее аппарат получил название Tugmaxxe. Он оснащен поворотной платформой, на которую он может устанавливать переднюю стойку шасси самолета. Платформа может вращаться на 360 градусов. Благодаря этому Tugmaxxe может разворачивать самолет без поворачивать переднюю стойку шасси.
Василий Сычёв
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.