Инженеры из NASA напечатали на 3D-принтере воспламенитель жидкостного ракетного двигателя из двух сплавов. В течение июля агентство провело более 30 тестов детали при низком давлении. Авторы разработки считают, что технология печати двумя сплавами позволит использовать гораздо меньше деталей и на треть сократить затраты на производство двигателей. Об этом сообщается на сайте NASA.
Многие производители сложных устройств рассматривают 3D-печать в качестве полноценного метода производства по нескольким причинам. Эта технология упрощает производство изделий сложной формы, а также зачастую позволяет значительно сократить количество деталей в них. Например, применение 3D-печати в новом двигателе General Electric позволило сократить количество деталей с 845 до 11. NASA уже несколько лет экспериментируют с печатью некоторых узлов ракет, но до этого им удавалось печатать только одним материалом, тогда как в существующих двигателях некоторые конструкции состоят из разных сплавов.
Теперь инженерам агентства впервые удалось напечатать деталь из двух металлических материалов — медного сплава и инконеля. В процессе печати они использовали метод, при котором металлический порошок выдувается на поверхность печатаемого изделия и спекается лазерным лучом. Поскольку во время печати разные части детали создавались из разных порошков, инженерам удалось получить воспламенитель, представляющий собой единое изделие, тогда как обычно его собирают из четырех деталей. Кроме того, эта технология сокращает время производства, в том числе из-за отсутствия необходимости в сварке деталей.
Инженеры провели в июле 2017 года более 30 тестов воспламенителя в условиях пониженного давления, а затем исследовали в лаборатории границу двух металлов и выяснили, что они надежно скреплены за счет взаимодиффузии. Сейчас исследователи анализируют, можно ли использовать такую технологию в программе SLS, в рамках которой NASA разрабатывает сверхтяжелую ракету-носитель для вывода грузов и пилотируемых миссий за пределы земной орбиты.
В 2015 году инженеры NASA распечатали из меди при помощи 3D-принтера полноразмерную гильзу камеры сгорания, а в середине того же года в агентстве испытали частично состоящий из напечатанных деталей турбонасосный агрегат. Использовать 3D-печать в ракетостроении пытается не только NASA. Европейское космическое агентство успешно испытало двигатель с напечатанными платиновыми камерой сгорания и форсункой.
Григорий Копиев