В норвежском Трондхейме впервые нашли захоронение с погребальной ладьей

Археологи во время раскопок в городе Трондхейме в центральной Норвегии обнаружили захоронение с погребальной ладьей. Возможно, это было погребение викинга, которое исследователи датировали VII-X веками. Это первая подобная находка, обнаруженная в городе. О ней сообщается в пресс-релизе Норвежского института исследования культурного наследия.

Трондхейм был основан в 997 году как торговый порт. До 1217 года город, в то время называвшийся Нидарос, был столицей Норвегии. Но поселение на этом месте существовало за несколько тысяч лет до этого; об этом свидетельствуют наскальные рисунки и погребения культуры шнуровой керамики, которая существовала, в том числе, в Северной Европе в III тысячелетии до нашей эры. Позднее, еще до «официального» основания города, здесь провозгласили королем Харальда Прекрасноволосого (умер около 932 года), который ненадолго объединил страну и основал династию, правившую до начала XIV века.

Во время полевого сезона 2017 года археологи проводили раскопки на рыночной площади в центре Трондхейма и в один из последних дней работ обнаружили углубление, по форме похожее на лодку. По словам археологов дерево, из которого она была построена, не сохранилось. Но в углублении ученые нашли хлопья ржавчины и плохо сохранившиеся гвозди, которые свидетельствовали о том, что в этом месте была закопана лодка. Она была, как минимум, четыре метра в длину и ориентирована по оси север-юг. Внутри нее были обнаружены две длинные кости, которые, полагают исследователи, остались от похороненного в могиле человека. Рядом с костями были найдены кусочки листовой бронзы, фрагменты ложки и ключа, по-видимому, от сундука.

Археологи предполагают, что у лодки, возможно, было плоское дно. Оно позволяло ходить по мелководной реке Нидельва, в устье которой был построен Трондхейм. Похожие лодки были обычными в этой местности; их до сих пор делают жители городка Офьорда, расположенного недалеко от Трондхейма.

По словам исследователей, захоронения с погребальными ладьями были обычными для конца железного века- начала эпохи викингов. Подобные могилы находили в поселениях викингов: Бирке, Копане, а также в Гокстадском кургане. Но захоронение этого периода впервые нашли в Трондхейме. По словам археологов, это лишний раз говорит о том, что город существовал до «официальной» даты своего основания.

Ранее специалисты из Норвежского института исследования культурного наследия подтвердили, что часть событий описанных в «Саге о Сверрире» — летописи, повествующей о событиях, происходивших в Норвегии в 1177-1202 годах, действительно произошли.

На Оркнейских островах нашли древнюю любительницу морской рыбы

Биоархеологи исследовали останки женщины, жившей около двух тысяч лет назад

Биоархеологи исследовали останки пожилой женщины, жившей около двух тысяч лет назад, которые нашли на Оркнейских островах. Оказалось, что на протяжении всей жизни существенную часть ее рациона составляла морская рыба. Это нетипично для жителей Британских островов железного века. Об этом сообщается в пресс-релизе Йоркского университета.