Дети учатся тому, что для достижения успеха необходимо стараться, уже в самом раннем возрасте. Это выяснили ученые из MIT, которые провели эксперимент, в ходе которого следили за тем, как упорство взрослых при выполнении задач влияет на упорство маленьких детей, которые за ними наблюдают. Работа опубликована в журнале Science.
При выполнении определенной задачи упорство так же важно, как физические и умственные способности. Например, дети, которые больше стараются, добиваются больших успехов в учебе вне зависимости от их уровня IQ. Но в большинстве исследований развития упорства и его влияния на успех в выполнении задач принимают участие дети школьного возраста или взрослые люди. Вопрос о том, развивается ли упорство в самом раннем возрасте, а также происходит ли это под влиянием родителей или других родственников или хорошо знакомых взрослых, до недавнего времени оставался открытым.
Авторы новой работы изучили, как упорство, которое проявляют взрослые при выполнении задач, влияет на поведение детей. Для этого они провели эксперимент, в ходе которого маленькие дети (в возрасте 15 месяцев) наблюдали за тем, как взрослый экспериментатор решает простую задачу: достает из контейнера игрушку и пытается отцепить ключ от карабина.
В эксперименте приняли участие 262 ребенка, которых разделили на три группы. Дети из первой группы наблюдали за тем, как исследователь за 10 секунд без усилий решает каждую из задач (каждое задание было выполнено при ребенке трижды). Дети из второй группы наблюдали за тем, как исследователь тратит на выполнение каждого задания больше времени: в этом эксперименте исследователь «пытался» выполнить каждое задание в течение 30 секунд. При выполнении заданий экспериментатор удерживал внимание ребенка при помощи разговора: он звал ребенка по имени и указывал на свои действия. Третья группа была контрольной и не принимала участия в наблюдениях.
Во второй части эксперимента взрослый показывал детям другую игрушку — небольшую коробочку, в которой, при нажатии на кнопку, играла музыка . На поверхности этой игрушки находилась большая неработающая кнопка (для отвлечения внимания) и небольшая кнопка на другой грани коробочки, которая приводила механизм в действие. Экспериментатор показывал детям игрушку, незаметно включал ее, а затем отдавал ее ребенку, предлагая ему поиграть с ней. После этого экспериментатор покидал комнату, оставляя ребенка с игрушкой на две минуты.
Все действия во время эксперимента были записаны на видео, а в качестве основного показателя упорства детей при выполнении задания исследователи взяли количество нажатий на кнопку музыкальной игрушки до окончания двухминутного наблюдения (или до того момента, как ребенок трижды выкинет игрушку или даст ее родителю, не поняв, что с ней нужно делать).
Результаты эксперимента показали, что дети, которые наблюдали за «упорным» взрослым, в среднем нажимали кнопку больше 20 раз за две минуты, в то время как дети из первой и контрольной групп — в среднем десять раз. Тот же результат был и при повторении эксперимента: дети из первой группы старались в два раза меньше, чем дети из второй. Кроме того, во второй раз дети, которые наблюдали за тем, как исследователь легко и быстро решает задачу, гораздо быстрее сдавались и выкидывали игрушку в первый раз уже после двух попыток. Дети, которых «научили» упорству, впервые сдавались только после семи попыток.
Наконец, исследователи проверили влияние поведения экспериментатора на выполнение задания детьми. Для этого они повторили эксперимент, но выполняли задания, не налаживая зрительный контакт и не разговаривая с ребенком. Такая манера поведения экспериментатора не повлияла на количество нажатий на кнопку за две минуты среди групп, однако все дети (и из первой, и второй группы) реже сдавались и выкидывали игрушку.
Таким образом, результаты исследования показали, что дети могут научиться упорству у взрослых уже в самом раннем возрасте. Ученые, однако, отмечают, что для построения определенных выводов, необходимо учесть культурный фактор, и изучить такое влияние на поведение детей среди представителей не только западных культур.
Многие особенности поведения формируются в раннем возрасте. Например, в нашей заметке вы можете узнать о том, как восхваление умственных способностей заставляет детей жульничать. Кроме того, здесь вы можете прочитать о том, как маленькие дети легко выявляют самого сильного, а здесь — о том, как неполная семья влияет на приспособленность в жизни.
Елизавета Ивтушок