Российская компания «МСС» на выставке в Санкт-Петербурге показала прототип активной пневматической системы успокоения качки для больших судов и кораблей. Как сообщает FlotProm, система способна самостоятельно обучаться под текущие ветровые и волновые условия при сохранении стабильного курса и более эффективно успокаивать качку на корабле.
Качкой, или бортовой качкой, называют изменение наклона плавающего судна на левый или правый борт под воздействием внешних сил, включая волны и ветер. В целом качка не только снижает условия работы экипажа корабля, но и ухудшает функционирование ряда механических устройств и приборов, снижает скорость хода и точность боевых систем. В худшем случае качка может приводить к перевороту судна.
Для того, чтобы выравнять пространственное положение бортов судна, используются специальные устройства — успокоители качки. В целом делятся на пассивные, активные и гироскопические. К первым, например, относятся специальные цистерны с балластной водой, которая во время волнения начинает колебаться со смещением по фазу. Цистерны позволяют добиться уменьшения качки до двух раз.
Активные успокоители качки как правило представляют собой рули, расположенные по сторонам судна. Они могут выдвигаться из корпуса и прятаться обратно, если волнения нет или оно слабое. Такие рули в зависимости от силы качки в движении изменяют угол атаки, частично компенсируя тем самым подъем или опускание того или иного борта.
Наконец, гироскопические успокоители качки представляют собой мощные гироскопы, вращающиеся в специальной раме. Во время качки происходит поворот оси гироскопа, что приводит к возникновению гироскопического момента, который и стабилизирует судно.
Новая активная пневматическая система, представленная компанией «МСС», состоит из бортовых цистерн, заполненных балластной жидкостью и соединенных друг с другом. В зависимости от качки в одну из цистерн под большим давлением нагнетается воздух, который быстро вытесняет воду в другую цистерну.
Согласно заявлению разработчика, такая система успокоения качки может не только стабилизировать судно в движении, но также создавать искусственную качку при движении во льдах, когда наклон судна меняется при наваливании на лед. Кроме того, система может стабилизировать судно в порту при проведении погрузки или разгрузки.
Следует отметить, что в России на боевых кораблях традиционно используются активные успокоители качки на основе рулей. Они относительно компактны, но способны работать исключительно во время движения. На крупных судах применяются активные и гироскопические системы успокоения качки.
На российском транспорте вооружения «Академик Ковалев» 20180 «Звёздочка» установлена так называемая система компенсации крена. В ней балластная вода из одной цистерны в другую перекачивается при помощи насосов.
Василий Сычёв
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».