С помощью использования одиночных дефектов в полупроводниках удалось добиться испускания отдельных фотонов при комнатной температуре. Для детального описания механизма излучения ученые из МФТИ и Университета Зигена рассмотрели динамику заполнения энергетических электронных уровней на этих дефектах. Исследование опубликовано в Physical Review Applied.
Наличие источника отдельных фотонов, который будет работать от электрической сети, является необходимым условием, например, для работы квантового компьютера. На испускании одиночных фотонов основаны механизмы передачи информации и квантовой криптографии. Однако все существующие сейчас генераторы с большим трудом могут быть применимы в реальных устройствах. Им не хватает устойчивости сигнала, они имеют слишком широкий спектр испускания и, главное, не могут работать при комнатной температуре. Само по себе испускание отдельных фотонов наблюдалось и при комнатной температуре, например при фотолюминесценции широко-зонных полупроводников с точечными дефектами, но управляемого механизма для такого процесса до настоящего момента предложено не было.
В своей работе группа исследователей из России и Германии рассмотрела новую модель испускания одиночных фотонов и предложила в качестве источника одиночных фотонов использовать кристалл алмаза, с азотной вакансией в качестве точечного дефекта. Такая примесь приводит к образованию дополнительного энергетического уровня внутри запрещенной зоны алмаза и является для него центром окраски. По словам авторов, процесс испускания фотонов на такой примеси состоит из трех основных стадий.
Сначала на примесный энергетический уровень из зоны проводимости захватывается электрон. После этого для компенсации заряда на центре окраски из валентной зоны выдергивается дырка, но не на занятый электроном энергетический уровень, а на еще один специально образованный возбужденный уровень. На последнем этапе между двумя уровнями (основным уровнем с электроном, и возбужденным — с дыркой) происходит переход с испусканием фотона. Для того чтобы такой источник фотона работал, для каждого следующего испускания его необходимо «перезаряжать», то есть снова закачать электрон на основной примесный уровень центра окраски. И именно это позволяет излучать не непрерывный пучок света, а испускать отдельные фотоны.
Для изучения кинетики испускания одиночного фотона по такому механизму ученые использовали многоэлектронную модель центра окраски и рассчитали характерные времена для всех электронных и дырочных переходов в такой системе. Исследователям удалось показать, что кинетика испускания в первую очередь определяется концентрацией электронов и дырок в окрестности центра окраски. При этом частота испускания фотонов ограничивается временем жизни возбужденного примесного состояния.
Для подтверждения своей теоретической модели ученые численно смоделировали как механизм испускания отдельного фотона в этой системе, так и диод с дополнительными слоями полупроводников n- и p-типа, необходимыми для «перезарядки» такого источника. По словам исследователей, полученные численные результаты количественно согласуются не только с предложенной теоретической моделью, но и с экспериментальными данными для фотолюминесценции центров окраски, которые были известны ранее.
Ученые отмечают, что основное достоинство исследованного источника заключается в том, что он может управляемо работать при комнатной температуре. В дальнейшем такой механизм может быть использован и для совсем небольших полупроводниковых кристаллов и, в частности, квантовых точек. А недавно другая группа исследователей показала, что одиночные фотоны могут быть зарегистрированы не только специальными фотодетекторами или квантовыми системами, но и человеческим глазом.
Александр Дубов
Статистическая значимость наблюдения составила около семи стандартных отклонений
В эксперименте SND@LHC на Большом адронном коллайдере зарегистрировали мюонные нейтрино со статистической значимостью около семи стандартных отклонений. Это второй эксперимент на Большом адронном коллайдере, который сообщил о надежной регистрации нейтрино. Результаты опубликованы в журнале Physical Review Letters. Нейтрино — элементарная частица, которая обладает крайне малой массой и слабо взаимодействует с веществом. При этом она играет важную роль в физике. До недавнего времени свойства нейтрино изучали в основном в области низких или сверхвысоких энергий, и широкий диапазон от 350 гигаэлектронвольт до 10 тераэлектронвольт оставался неизученным. Наземным источником нейтрино в этом диапазоне энергий является Большой адронный коллайдер. Однако проблема заключается в том, что большая часть рождающихся в нем нейтрино летит вдоль протонного пучка — в слепой зоне основных детекторов, расположенных на коллайдере. Кроме того, из-за малого сечения взаимодействия, нейтринные события сложно выделить на фоне громадной загрузки детекторов от взаимодействий других частиц. Мы недавно писали, что с этой задачей справился эксперимент FASER, впервые зарегистрировав 153 мюонных нейтрино со статистической значимостью 16 стандартных отклонений. Физики из эксперимента SND@LHC сообщили, что им также удалось зарегистрировать мюонные нейтрино со статистической значимостью около семи стандартных отклонений. В отличие от эксперимента FASER, который регистрирует нейтрино с псевдобыстротами более 8,5, чувствительная область SND@LHC сдвинута от основной оси ускорителя, в результате чего он покрывает диапазон псевдобыстрот от 7,2 до 8,4. В этой области одним из основных источников нейтрино являются распады очарованных адронов, вклад которых в эксперименте FASER пренебрежимо мал. Детектор состоит из мюонного вето, 830-килограммовой мишени и адронного калориметра. Основная мишень поделена на пять слоев, каждый из которых включает вольфрамовую пластину, ядерную фотоэмульсию и электронный трекер. Данные с фотоэмульсий на данный момент еще обрабатываются, поэтому ученые провели анализ данных, набранных только при помощи электронных трекеров. Физики отобрали 8 событий по их геометрическому расположению в детекторе и сигнатуре, соответствующей ожидаемой от мюонных событий. При этом ожидаемый фон составил 0,086 события. Такое превышение сигнала над фоном исключает нулевую гипотезу на уровне 6,8 стандартного отклонения. Количество нейтринных событий в эксперименте оказалось больше ожидаемых 4,2 события. Однако результаты согласуются с предсказанием на основе компьютерного моделирования в рамках полученных ошибок. Большой адронный коллайдер становится новым инструментом для изучения нейтрино в пока плохо изученной области энергий. О том, какие новые технологии используют при изучении нейтрино в области низких энергий мы беседовали с Дмитрием Акимовым, представителем коллаборации COHERENT.