Исследователи из Китая и США разработали электронный чип, в котором процесс его растворения запускается из-за взаимодействия с влажным воздухом. Предполагается, что разработка может быть использована в медицине. Статья опубликована в Science Advances.
Некоторые электронные устройства, используемые, например, в медицине, выполняют свою основную функцию достаточно быстро, после чего их нужно каким-либо образом убрать или запустить безопасный механизм самоуничтожения. В англоязычной литературе такой тип устройств называют временными («transient»). В частности, такие электронные чипы могут использоваться в медицинских имплантатах, которые после выполнения своей задачи не должны находиться в организме. Или в качестве устройств, содержащих защищенную информацию, которая должна быть удалена спустя определенное время. При этом врачам и разработчикам хочется как можно точнее управлять временем, через которое устройство начнет растворяться, и скоростью этого растворения. Однако большинство из предложенных на данный момент способов самоуничтожения электронных чипов основано на использовании специальных растворителей, которые позволяют лишь довольно грубо управлять процессом растворения.
В своей новой работе ученые из Китая и США разработали электронные устройства, которые контролируемо растворяются на влажном воздухе. Для этого электронная схема должна быть размещена на специальной подложке, в состав которой входит полимерный ангидрид. Контакт такой подложки с влажным воздухом запускает процесс гидролиза, в результате которого образуются органические кислоты, которые растворяют проводящие части электронного чипа.
Для проверки предложенной концепции исследователи создали простейшее электронное устройство с проводящими элементами из меди, никеля и алюминия и полупроводниковыми элементами из смешанного оксида индия, галлия и цинка (IGZO), которое поместили на подложку из полиангидрида. Оказалось, что такой чип размером в несколько миллиметров полностью растворяется при влажности в 75 процентов за четверо суток.
Чтобы показать, что процессом растворения такого электронного устройства можно управлять, ученые более детально изучили скорость деградации отдельных материалов, из которых состоит чип, в зависимости от влажности воздуха и точного состава полимерного ангидрида. Кроме того, для оценки времени остановки нормальной работы устройства, была изучена зависимость проводимости и вольт-амперных характеристик отдельных его деталей от времени в процессе растворения. В результате проведенных исследований удалось показать, что время работы устройства можно изменять в диапазоне от нескольких часов до нескольких недель. Время жизни чипа при этом полностью определяется уровнем влажности и составом полимерной подложки. Ученые отмечают, что образующиеся в результате гидролиза органические кислоты растворяют только проводящие части электронного устройства и никак не влияют на диэлектрические компоненты.
Исследователи утверждают, что в дальнейшем такие чипы, способные к саморастворению во влажном воздухе, можно будет использовать для создания экологически чистых электронных устройств и сенсоров, а также оружия и взрывчатых веществ.
Стоит отметить, что способ самоуничтожения электронного устройства обычно предлагается, исходя из условий, в которых чип должен работать. Так, недавно ученые для самоуничтожения электронных чипов, которые работают в теплых условиях, предложили использовать холодную воду. А до этого, наоборот, были разработаны электронные микросхемы, которые самоуничтожаются при нагревании.
Александр Дубов
Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью
Китайские инженеры создали терморегулирующий материал и термопокрывало на его основе, которое защищает электромобиль от жары и холода без дополнительных затрат энергии. Термопокрывало состоит из двух частей, одна из которых представляет собой ткань на основе диоксида кремния и нитрида бора, а вторая на основе фольги из алюминиевого сплава. Использование материала в качестве автомобильного чехла позволило в жаркую погоду сохранять температуру в салоне почти на 28 градусов ниже, чем в салоне автомобиля без чехла, а ночью поддерживать температуру батарейного блока электромобиля почти на 7 градусов выше температуры снаружи. Статья опубликована в журнале Device. Поддержание определенной температуры необходимо не только для комфортного самочувствия человека, но и для нормальной работы многих технических устройств. Например, в холодную погоду литий-ионные аккумуляторы теряют емкость, а летом в жару перегреваются, что может привести к сокращению их срока службы или даже возгоранию. Чтобы удерживать температуру в нужном диапазоне, требуется дополнительная энергия на нагрев или охлаждение, и на это может уходить довольно много энергии, особенно если речь идет о больших аккумуляторных батареях — как, например, в электромобилях. Однако существует способ регулировать температуру объекта пассивным образом, не затрачивая для этого дополнительную энергию. По такому пути пошли инженеры под руководством Кэ Хан Цуя (Kehang Cui) из Шанхайского университета транспорта. Они разработали материал, который за счет своих излучательных свойств позволяет регулировать радиационный нагрев и охлаждение, и изготовили из него термопокрывало, которое назвали «термальный плащ Януса». Название в честь двуликого бога из римской мифологии отражает двухстороннее строение материала. Внешняя его сторона играет роль солнцезащитного инфракрасного радиатора, а внутренняя — роль широкополосного инфракрасного отражателя. Внешняя часть материала изготовлена из тонких волокон на основе диоксида кремния, которые покрыты наночастицами нитрида бора с гексагональной кристаллической решеткой. Волокна материала переплетаются вместе и образуют ткань. С обратной стороны к ней прикрепляется внутренний слой, изготовленный из алюминиевого сплава. Внешняя и внутренняя стороны материала обладают различными оптическими свойствами: сторона с тканью имеет высокий коэффициент отражения солнечного света до 96 процентов, а также высокую излучательную способность до 97 процентов в инфракрасном диапазоне, совпадающем с атмосферным инфракрасным окном с длинами волн от 7 до 14 микрометров, в то время как фольга из алюминиевого сплава, расположенная с обратной стороны, обладает высокой отражательной способностью со значением около 93 процентов и не имеет потерь во всем инфракрасном диапазоне (5-16,7 мкм). Это позволяет плащу отражать большую часть падающего солнечного излучения и при этом остывать за счет излучения фотонов в инфракрасном диапазоне. В то же время с внутренней стороны происходит рециркуляция фотонов, излученных объектом — они отражаются от материала. Для оценки эффективности термального плаща исследователи провели испытания с использованием двух электрокаров, припаркованных на открытом воздухе в типичных погодных условиях в Шанхае. Один из автомобилей был укрыт термочехлом. В то время как температура салона незакрытого автомобиля достигала 51 градуса Цельсия в полдень, температура салона автомобиля, укрытого чехлом, была на 27,7 градуса ниже. И на 7,8 градуса ниже значения температуры на улице. Температура батарейного блока автомобиля без чехла соответствовала температуре окружающей среды, в то время как температура батареи электромобиля, укрытого материалом, была на 8 градусов ниже дневной температуры. В зимнюю ночь, когда уличная температура опускалась ниже нулевой отметки, термочехол помогал удерживать температуру батарейного блока на 6,8 градуса Цельсия выше, чем снаружи. Инженеры отмечают, что материал термопокрывала разработан таким, чтобы его можно было масштабировать в производстве. Для этого им пришлось пойти на некоторые компромиссы. Например, использование более тонких волокон кремния повысило бы солнечную отражательную способность, но они были бы менее прочными и не могли бы быть изготовлены с использованием промышленных технологий, уже существующих на рынке. Кроме того, используемые материалы, включая алюминий, кремний и нитрид бора, являются недорогими, что делает плащ легким, прочным и огнестойким. Он может использоваться не только для изготовления автомобильных чехлов, но и, например, в качестве материала для покрытия зданий и даже космических аппаратов. Ткани на основе материалов с разными излучательными свойствами могут использоваться и для создания одежды. Например, недавно мы рассказывали о бельгийских физиках, которые спроектировали ткань, одежда из которой может быть теплой или очень легкой в зависимости от того, какой стороной она надета. Это достигается за счет разницы между излучательными свойствами двух сторон ткани.