Curiosity нашел бор в марсианской почве

Марсоход Curiosity впервые нашел бор непосредственно в марсианской почве, раньше его наличие определялось только косвенными методами. Это может служить свидетельством того, что на Марсе когда-то существовала органическая жизнь. Также ученые предложили механизм проникновения бора в породу. Соответствующая статья вышла в Geophysical Research Letters.

Бор играет важную роль в формировании жизни на планете. Согласно «гипотезе РНК-мира», первые живые организмы (например, на Земле) состояли из отдельных нитей РНК. РНК содержит генетическую информацию и может самореплицироваться, но ее ключевой составной элемент рибоза быстро разлагается в воде. Однако если в воде дополнительно растворен бор, он стабилизирует рибозу, так что формирование РНК становится возможным.

Марсоход NASA Curiosity исследует поверхность планеты с августа 2012 года. На данный момент он прошел более 15 километров. Сейчас марсоход изучает пятикилометровый осадочный холм в кратере Гейлагору Эолида (Aeolis Mons, неофициально известна как «гора Шарпа»).

Присутствие бора в почве было замечено Curiosity с помощью ChemCam — набора инструментов дистанционного исследования, в том числе LIBS (ЛИЭС, лазерно-искровая эмиссионная спектрометрия) и RMI (Remote Micro-Imager). LIBS производит анализ спектра испаряемой лазером породы, а RMI фотографирует место наблюдения до и после измерений LIBS, чтобы можно было понять, в каком окружении эти измерения производятся. Зарегистрированное приборами излучение длиной волны между 249,75 и 249,84 нанометрами свидетельствовало о содержании бора в исследуемой породе.

В основном минералы, содержащие бор, были найдены в переломах, заполненных сульфатом кальция. Более точно, положительными оказались пять проб, взятых из разломов в Заливе Йеллоунайф (Yellowknife Bay) и тридцать восемь — из аргиллита горы Шарпа и песчаника Стимсона. Скорее всего, бор содержится и в коренных породах, но детектировать его мешает высокое содержание в них железа.

Учеными был также предложен механизм образования боросодержащих минералов. Скорее всего, раньше на месте кратера Гейла было озеро, в воде которого был растворен бор. Понемногу озеро испарялось, и бор переходил в подземные воды. Потом растворенные соли перераспределялись в породе и выходили на поверхность в ходе эрозии, где их уже смог увидеть Curiosity. Механизм испарения, рассмотренный авторами статьи, подразумевает, что подземные воды Гейла скорее всего были слабощелочными.

Содержание бора в марсианской почве уже подтверждалось до этого различными косвенными методами. Например, с помощью орбитальных мультиспектральных приборов дистанционного зондирования. Также бор часто находят в марсианских метеоритах в виде ассоциаций во включениях расплавов, оливина или пироксена. Однако непосредственно (in situ) в марсианской почве его пока не находили.

Ранее мы писали, что на Марсе была найдена жидкая соленая вода — также важный компонент для существования органической жизни.

На Гавайях пробудился вулкан-гигант Мауна-Лоа