Верующие пользователи Facebook оказались добрее атеистов и агностиков

Dogma / View Askew Productions, 1999

Ученые из Университета Пенсильвании выяснили, какие слова и темы более свойственны пользователям Facebook в зависимости от их религиозных предпочтений. Они сравнивали верующих и неверующих, и установили, что первые чаще употребляют социально ориентированные слова, выражают положительные эмоции, и чаще упоминают семью, а неверующие склонны чаще выражать негативные эмоции, использовать категории, связанные с когнитивными процессами, и упоминать тело и смерть. Исследование опубликовано в журнале Social Psychological and Personality Science.

Несмотря на рост популярности атеизма, подавляющее большинство людей (по некоторым оценкам, около 80 процентов в мире) все еще придерживается какой-либо религии. Многие исследования говорят о том, что религиозность в самом деле имеет важные жизненные последствия, например, религиозные люди благополучнее неверующих, у них лучше здоровье и они дольше живут, но в то же время среди них чаще встречаются ожирение, они более склонны к антинаучным позициям и расизму. Также у верующих и неверующих разный способ мышления. Религиозные воззрения формируют культуру людей, причем у атеистов и агностиков тоже формируется своя культура, и все это находит выражение в языке.

По данным, которые люди оставляют в социальных сетях, можно определить многие особенности их мировоззрения и привычек. Команда исследователей из США, Великобритании и Австралии решили использовать посты в социальной сети Facebook, чтобы лучше понять разницу между верующими и неверующими людьми через особенности из языка. Они попытались воспроизвести исследование, проведенное ранее на базе Twitter, и пошли немного дальше.

Для этого англоязычным пользователям предложили заполнить анкету в приложении MyPersonality на Facebook, где они оставили, среди прочего, информацию о своих религиозных убеждениях, а также дали согласие на анализ своих онлайн-постов и другой открытой информации. Из анкет выбрали пользователей, которые выразили свою религиозную позицию (12815 человек из США и Великобритании), разделили их на верующих и неверующих, и с помощью методов вычислительной лингвистики проанализировали язык этих пользователей. Один алгоритм позволял искать по заданным учеными категориям слов («сверху вниз») и анализировать частоту их использования (так команда психологов проверяла результаты коллег), другой алгоритм сам объединял слова в кластеры по семантическому подобию («снизу вверх»), и выявлял наиболее часто встречающиеся. Во время анализа контролировали показатели пола и возраста, чтобы их влияние на языковое поведение не исказило результаты.

Как и ожидалось, сильнее всего с верующей группой коррелировали религиозные слова, в том числе само слово «религия». Подтвердились данные о том, что религиозные люди чаще употребляют слова из категории положительных эмоций («любовь», «хороший», «счастливый»), семейной («матери», «дядя», «тетя») и социальной категорий («говорить», «мы», «они»). Нерелигиозные люди чаще употребляли гневные слова («ненависть», «ложь», «отстой»), выражали негативные эмоции («плохо», «ненавидеть», «плакал»), использовали слова, описывающие когнитивные процессы («ожидаемый», «выяснил», «едва») и выражающие понимание («заметил», «выяснил», «причины»). Ученые проверили и другие категории и подтвердили, что нерелигиозные люди чаще используют ругательства, а также говорят о теле («головы», «шея», «грудь») и смерти («умирать», «мертвый», «умер»).

Второй анализ, «снизу вверх» выявил 75 самых характерных для групп слов и фраз. Среди них, опять же, популярными у верующих людей оказались религиозные слова, положительные эмоции, просоциальные слова и слова благодарности, а у неверующих это снова были ругательства, а также слова, связанные с алкоголем, и смертью. Также неверующие любили употреблять слова, отражающие более точный стиль мышления («вероятно», «возможно», «видимо», «думает»).

Любопытным кажется высокая частота слов из категории «смерть». Эти слова встречались в разных контекстах, касались реальных смертей, социальных проблем, а также использовались в шутках и в контексте о технологиях, переставших работать. Проще всего объяснить эту закономерность отсутствием табу у не связанных с религией людей. Более любопытная теория на этот счет гласит, что популярность темы смерти в человеческой культуре связана с попыткой ее контролировать.

Но в целом результаты согласуются с данными предыдущих исследований, например, более позитивный язык у верующих может отражать данные о том, что они ведут более здоровую и счастливую жизнь, причем, некоторые исследователи полагают, что этому может способствовать поддержка религиозных сообществ, которая может отражаться в просоциальности постов этой группы. С другой стороны, негативные эмоции и гнев неверующих людей, о которых и ранее сообщали ученые, может быть связан с их более высокой тревожностью и отсутствием в этой среде религиозных практик, способных улучшать настроение. Другое возможное объяснение для этих различий — это социальное давление религиозных институтов, которые поощряют людей выражать позитивные эмоции и не одобряют выражение негативных. На данный момент нет доказательств того, что религиозные люди подавляют «плохие» эмоции, однако вопрос остается важным: говорим ли мы то, что на самом деле думаем, испытываем ли мы те эмоции, о которых сообщаем в социальных сетях, и насколько вообще на наше языковое поведение влияют социальные нормы и самоцензура? Несомненно то, что язык многое говорит о своем хозяине, однако как именно следует интерпретировать результаты лингвистического анализа, ученым еще предстоит понять.

Онлайн-поведение стало популярным направлением для исследований. По постам в Facebook можно определить не только пол, возраст, сексуальную ориентацию, но и наличие вредных привычек. Также лингвистический анализ содержимого соцсетей ранее помог выявить человеческие стереотипы и охарактеризовать интернет-язык женщин и мужчин.

Анна Зинина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.