Французская компания Thales намерена в 2025 году начать серийное производство новых систем для диспетчерских пунктов аэропортов, которые позволят диспетчерам управлять воздушным движением с помощью глаз и жестов. Как пишет Aviation Week, новый диспетчерский пункт призван решить проблему автоматизации ввода данных, чтобы высвободить диспетчеров на решение гораздо более важных задач.
Авиадиспетчеры отвечают за безопасность и упорядоченность движения летательных аппаратов, а также за расчет и выбор для них наиболее экономичных маршрутов. Такие специалисты сопровождают взлет и посадку самолетов, безопасное расхождение воздушных судов в воздухе при большой плотности трафика, а также руление летательных аппаратов по аэродромной зоне.
Сегодня работа авиадиспетчера почти на половину состоит из ввода и обработки данных о сопровождаемых рейсах в диспетчерские системы. В случае, если нагрузка на аэропорт значительно возрастает диспетчеры могут не всегда успевать обрабатывать все данные рейсов, из-за может увеличиваться время ожидания взлета или посадки.
Новая разработка компании Thales получила название Shape. В состав этой рабочей станции диспетчера входит большой плоский сенсорный экран, который используется в качестве плоскости стола. Кроме того, в Shape включен и второй дисплей на который выводится вся необходимая информация о сопровождаемых рейсах.
Все взаимодействие с необходимыми данными с помощью рабочей станции Shape планируется свести к жестам: с их помощью диспетчер сможет вызывать нужные меню, вносить необходимую информацию, перемещать данные о сопровождаемых рейсах на информационный дисплей и убирать их с него.
Система Shape с помощью камер сможет отслеживать и движения глаз диспетчера. С помощью этой функции диспетчер сможет выбирать необходимый рейс на информационном дисплее и с помощью сенсорной панели вносить необходимые изменения. Система слежения глаз будет калиброваться под каждого конкретного диспетчера.
Наконец, в Shape будут использоваться микрофоны и система распознавания голосовых команд. С их помощью можно будет продиктовать системе необходимые данные по тому или иному рейсу, а она уже сама внесет их в необходимые разделы. Голосовое распознавание также необходимо будет калибровать под каждого сотрудника.
Расположение элементов на сенсорной панели и информационном дисплее каждый диспетчер сможет настраивать так, как удобно ему. Все эти настройки, а также пароли доступа и данные калибровки систем отслеживания направления взгляда и распознавания голоса, будут сохраняться на специальный жетон. Такие жетоны будут у всех диспетчеров.
Начиная свою смену диспетчер должен будет поместить жетон в специальный считыватель, после чего система применит все индивидуальные для этого сотрудника настройки. Станцию Shape планируется сделать отчасти автоматизированной. Она не сможет управлять воздушным движением, но она сможет привлекать внимание диспетчеров к ситуациям, требующим срочного разрешения.
Другие подробности о станции Shape пока не раскрываются. Работы над этим проектом начались в 2014 году и сейчас пока находятся на ранней стадии реализации. Изначально Thales планировала использовать очки виртуальной реальности и перчатки для взаимодействия с объектами в ней, но затем от этой идеи было решено отказаться.
В середине мая текущего года стало известно, что маршруты пассажирских самолетов, выполняющих полеты над северной частью Атлантического океана, в будущем станут прямее, благодаря чему на перелеты из США в Европу и обратно будет уходить меньше времени.
Это станет возможным благодаря использованию систем автоматического зависимого наблюдения-вещания (ADS-B), которые должны быть установлены на все самолеты, выполняющие полеты в США, с 1 января 2020 года. Такие системы передают данные о параметрах полета самолета, позволяя постоянно отслеживать его.
Сегодня диспетчерское наблюдение с помощью радиолокационных станций не распространяется на все воздушное пространство над Атлантическим океаном. В тех местах, где наблюдения и ведения нет, самолеты переходят в свободный полет и, в соответствии с правилами, придерживаются строгих координат заранее заданных маршрутов над океаном.
Эти маршруты предусматривают разведение самолетов по высотам и расстояниям с большим запасом, чтобы гарантированно избежать возможных столкновений в воздухе. Строгое следование координатам маршрутов во время свободного полета над Атлантикой приводит к появлению «мертвых» зон — участков пространства, где самолеты практически никогда не летают.
Благодаря ADS-B станет возможным постоянное наблюдение за пассажирскими самолетами практически в режиме реального времени на всем протяжении трансатлантического перелета. Это сделает возможным и постоянное диспетчерское сопровождение рейсов. Соответственно самолеты смогут выполнять полеты по более оптимальным и коротким маршрутам, чем они вынуждены летать сегодня.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.