Современные ливанцы оказались потомками библейских хананеян

Гюстав Доре (1866). Авраам едет на землю Ханаанскую

Public domain

Международная группа ученых представила генетическое доказательство того, что современные жители Ливана являются потомками хананеян, ближневосточного народа, упоминавшегося в Библии, древнегреческих и древнеегипетских текстах. Исследование опубликовано в American Journal of Human Genetics.

Примерно 3-4 тысячи лет назад в Леванте (восточном Средиземноморье) жил народ, говорящий на языке семитской группы — хананеяне (или хананеи). Они населяли территории современных Сирии, Израиля и Ливана. Хананеяне упоминаются в древнегреческих текстах под именем финикийцев — выдающихся мореплавателей, которые исследовали Средиземноморье вплоть до Иберийского побережья и периодически основывали на побережье колонии, например, Карфаген.

По неизвестным причинам хананеяне-финикийцы практически не оставили письменных документов. Поэтому современным исследователям приходится реконструировать историю этого народа по текстам их соседей, а также по археологическим находкам. До сих пор остается неясным, кто были предки хананеян. Древнегреческие историки считали, что хананеяне пришли с берегов Персидского залива, однако современные археологи полагают, что они были потомками древних жителей Средиземноморья, которые поселились здесь 9-10 тысяч лет назад. Также непонятно, как они связаны (и связаны ли вообще) с современными жителями Леванта. В конце бронзового века (в XIII-XII веках до нашей эры) Ханаан и хананеяне практически перестают упоминаться в документах соседних народов, что может свидетельствовать об их исчезновении. В этом случае современные жители Леванта не имеют к хананеянам-финикийцам никакого отношения. Однако судя по археологическим находкам, хананейские города в это время по-прежнему существовали и в них жили люди.

Авторы нового исследования отсеквенировали ДНК пяти древних жителей Сидона, города на востоке Средиземноморья, основанного хананеянами-финикийцами. Возраст останков составлял 3750-3600 лет. Для сравнения генетики определили последовательность геномов 99 современных жителей Ливана. Также ученые использовали в работе уже опубликованные последовательности ДНК древних жителей Средиземноморья, Европы, Передней Азии и восточно-европейских степняков, и современных жителей Европы и Передней Азии. Всего в статье сравниваются последовательности геномов около 300 древних и более 2500 современных людей.

Ученые выяснили, что современные ливанцы генетически похожи на хананеян-финикийцев, живших в Сидоне, а также на жителей восточно-европейских степей. Около 93 процентов проанализированной ДНК соответствовало геномам финикийцев, остальные семь процентов — ДНК степняков. По расчетам исследователей, кочевники появились на территории Леванта 3750-2170 лет назад. Также прояснился вопрос с происхождением хананеян — они оказались генетически похожи на неолитических жителей Леванта, и на древних иранцев. Предположительно, смешение популяций произошло 6600-3550 лет назад.

Кроме того, оказалось, что хананеяне были внешне похожи на современных жителей Ливана. Они, по всей видимости, были кареглазые и темноволосые, но, возможно, имели более смуглую кожу, чем современные ливанцы.

Ранее генетики отсеквенировали митохондриальный геном (наследуется по материнской линии) финикийца, который жил в Карфагене и обнаружили у него европейские корни.