У древнего финикийца нашли европейские корни

Ученые из Новой Зеландии, Франции, Туниса и Алжира впервые секвенировали митохондриальный геном древнего финикийца. Судя по анализу последовательности, родственники исследованного человека по материнской линии принадлежали к гаплогруппе U5, которая образовалась на территории Европы, но в настоящий момент стала довольно редкой. Исследование опубликовано в журнале PloS ONE.

Объектом исследования стали останки молодого человека, погребенного Карфагене в VI веке до найшей эры. Захоронение было обнаружено в 1994 году на акрополе древнего города, холме Бирса. Сейчас там находится Национальный музей Карфагена. На территории музея во время садовых работ в середине 90-х был обнаружен склеп с двумя резными саркофагами из песчаника. Один из них оказался пустым, а во втором археологи нашли скелет мужчины возрастом около 19-24 лет и ростом около 170 сантиметров. На основе скелета учеными была выполнена реконструкция внешнего вида молодого человека. Еще через несколько лет генетикам удалось выделить из образца кости ДНК: сначала проводился анализ Y-хромосомы, которая наследуется по отцовской линии. Сейчас, в новой работе, ученые установили последовательность ДНК митохондриальной хромосомы, которая наследуется от матери к матери.

Анализ последовательности (она была получена с 33-кратным покрытием) говорит о том, что молодой человек был представителем гаплогруппы U5b2c1. Гаплогруппами называют совокупность потомков одного родоначальника, которые несут его специфическую мутацию в митохондриальной или Y-хромосомной ДНК. Поскольку ни та, ни другая не участвуют в половом размножении (то есть отдельные мутации не перетасовываются, как в остальном геноме), то все разнообразие последовательностей для митохондриальной и для Y-хромосомной ДНК можно представить в виде дерева гаплогрупп, которые разветвляются на множество подгрупп.

Считается, что группа U5 возникла на территории Европы около 20-40 тысяч лет назад. Ее представители составляют от 5 до 12 процентов населения региона. Однако подгруппа U5b2c1, к которой относился исследованный мужчина, в настоящее время очень редка. Авторы статьи сообщают, что к ней же относились охотники-собиратели, найденные на стоянке Ла Бранья на севере Испании и всего несколько человек из современных баз данных. При этом в ДНК финикийца есть несколько мутаций, которые отличают его от охотников Ла Бранья.

Генофонд охотников-собирателей, первых представителей сапиенсов на территории Европы, подвергался сильным вливаниям внешних генов как минимум дважды. Прежде всего около семи-девяти тысяч лет назад, во время прихода фермеров с анатолийского полуострова, когда почти все «коренное» население было заменено пришельцами (среди прочего они принесли с собой очень распространенную сейчас среди европейцев способность пить молоко во взрослом возрасте). Затем около 4,5 тысяч лет назад, когда в Европу из украино-российских степей пришли представители ямной культуры. За последний год появились работы, которые говорят о том, что именно эти мигранты принесли с собой в Европу индоевропейский язык. Митохондриальный геном древнего финикийца, таким образом, несет в себе следы древних европейцев, не затронутых более поздними влияниями. Однако следует помнить, что митохондриальная ДНК составляет лишь доли процента от общего размера генома человека, о котором, в случае с исследованными останками, пока ничего не известно. Подробнее о гаплогруппах и генетических методах исследования древних миграций можно прочитать здесь.

«Курилка Гутенберга» создаст фонд поддержки научно-популярных проектов