Магнитная аномалия Сатурна оказалась «Кассини» не по зубам

Магнетометры «Кассини» показали, что магнитное поле Сатурна почти не наклонено по отношению к его оси вращения — угол между магнитной осью и осью вращения не превышает 0,06 градуса. Это необычная ситуация: магнитные поля Земли и Юпитера, к примеру, наклонены примерно на десять градусов к оси вращения. Ранее считалось, что этот наклон играет важную роль в возникновении магнитного поля. Об этом и других результатах финальной части миссии межпланетной станции сообщает пресс-релиз NASA.

Возникновение магнитных полей планет объясняют механизмом динамо — кольцевыми токами, существующими в жидкой проводящей части ядра планеты. К примеру, для Земли их движущей силой являются конвективные потоки, поднимающиеся от ядра. Магнитосферы планет Солнечной системы довольно разнообразны. К примеру, у Земли, Сатурна и Юпитера их можно описать полем двухполюсного магнита, а в случае Нептуна большой вклад вносит квадрупольная составляющая (соответствует двум двухполюсным магнитам, склеенным между собой). Ось симметрии магнитного поля Урана и вовсе не проходит через центр планеты.

Необычное соответствие между осью вращения и магнитным полем Сатурна физики заметили еще во время миссий «Пионеров» в 1970-х годах. Интересно, что эта симметрия мешает определить реальную продолжительность суток на Сатурне (на нее бы указали колебания магнитного поля вызванные суточным вращением). Новые данные, собранные «Кассини» в последние недели миссии аппарата, должны были уточнить наклон магнитного поля, но эта величина оказалась меньше, чем предел чувствительности метода ее оценивания — 0,06 градусов.

Кроме того специалисты миссии рассказали о наблюдениях за необычными областями-плато на кольце С. Эти объекты, в отличие от гладкой поверхности большей части колец, выглядят испещренными полосками. «Кассини» передал одни из самых детальных снимков этих областей.

«Кассини» находится на орбите Сатурна с 2004 года — за время научной миссии аппарат исчерпал ресурсы топлива, необходимого для работы двигателей и вскоре станет неуправляемым. Для того, чтобы избежать нежелательных последствий (например, столкновения аппарата со спутниками и случайного занесения туда земной жизни) руководство миссии приняло решение завершить программу «Кассини» погружением в атмосферу Сатурна. Согласно планам миссии, это произойдет 15 сентября, после 22 тесных сближений с газовым гигантом.

«Индженьюити» совершил 55 полет на Марсе