У диалектов нашли лингвистический аналог поверхностного натяжения

Математик Джеймс Бёрридж из Университета Портсмута разработал математическую модель, описывающую распространение языковых диалектов. Несмотря на свою простоту, — она учитывает лишь плотность населения и географию страны, — модель воспроизводит необычное распределение диалектов в Рейнском веере. Это область Германии в долине Рейна, где граница между верхненемецкими и нижненемецкими диалектами распадается по меньшей мере на восемь не совпадающих изоглосс. Ученый отмечает, что границы распространения диалектов в некоторой степени ведут себя так, словно на них действует поверхностное натяжение, пытающееся сократить длину границ между ними. Исследование опубликовано в журнале Physical Review X, кратко о нем сообщает Physics.

Диалектология изучает распространение и эволюцию различных диалектов. Для того чтобы исследовать их географическое распределение, ученые строят изоглоссы — линии, по разные стороны которых определенные особенности языка отличаются друг от друга. Например, в Великобритании есть изоглосса, разделяющая людей по произношению слова arm («рука»), — она проходит по границе Шотландии. Севернее нее (в Шотландии) распространено произношение с ярко выраженным звуком [r] ([arrum]), южнее нее [r] теряется ([aahm]). Похожие изоглоссы отделяют районы с разным произношением ударного гласного в слове butter («масло», северяне на его месте произносят [u], как в слове put). В изоглоссах диалектов русского языка выделяют, например, линию Боровск-Рязань, южнее которой используется фрикативный «г» — [h].

Распространение диалектов и говоров — сложный процесс, определяющийся общением между различными группами людей, появлением новых слов (инноваций в языке). Существует несколько моделей, которые описывают, как распространяются диалекты. Одна из них, например, описывает волны изоглосс, расходящихся от крупных городов, другие вводят «гравитацию», притягивающую области частого использования одного из диалектов. Однако эти модели не всегда точны и не отражают реальные процессы (общение между группами людей и другие), ответственные за построение изоглосс.

В ряде случаев возникают необычные конструкции из изоглосс — хорошим примером этого является Рейнский веер. В густонаселенном районе появилось сразу несколько говоров, границы между которыми сходятся к одной области. Эта картина резко отличается от более масштабного распределения диалектов в Германии — деления на верхненемецкий и нижненемецкий языки.

Автор новой работы создал новую, максимально простую модель, которая описывает распространение диалектов и возникновение вееров. Она состоит из двух основных идей. Первая: большинство людей живут примерно в одной области и контактируют в основном с людьми, живущими не больше, чем в 10–20 километрах от них. Вторая: диалектные особенности в языке человека будут меняться в сторону тех, которыми пользуются большинство его собеседников.

Джеймс Бёрридж воспользовался моделью для того, чтобы построить распределение изоглосс на карте Великобритании. В качестве единственных параметров, которые принимала модель, были карта плотности населения и карта острова. Изначально изоглоссы строились случайным образом, а затем эволюционировали по описанным выше законам.

Математик заметил, что в равномерно заселенных областях границы регионов с одним диалектом стремились уменьшить свою протяженность, словно бы в них существовало поверхностное натяжение, как в мыльной пленке. В свою очередь, города становились источником выпучиваний на изоглоссах — большая плотность населения приводила к тому, что люди на периферии общались в большей степени с городскими жителями, даже если их 20-километровый круг общения слабо перекрывал площадь города.

Ученый сравнил данные компьютерного моделирования с предсказаниями диалектологов для Англии. По оценкам математика, примерно в 82 процентах случаев разработанный алгоритм и предсказания совпадали (случайно выбранный житель оказывался на обеих картах отнесен к одной и той же зоне). Это может быть связано с естественными тенденциями городов отталкивать от себя изоглоссы — в городах находится большая часть населения.

Кроме того, оказалось, что изоглоссы связаны с деталями границы острова — например, они «прилипают» к устьям рек. В модельной ситуации, где на одной границе располагалось устье реки, а на другой, параллельной ей, — несколько крупных городов, ученый наблюдал образование веера, аналогичного Рейнскому.

Бёрридж отмечает, что его модель не претендует на полноценное описание эволюции изоглосс. Она не включает в себя «инновации» — появление новых слов и говоров, не оценивает культурные особенности общества. Вместе с тем, математик предлагает лингвистам расширить модель и сделать ее более реалистичной, а также проверить ее работоспособность на практике.

Интересно, что диалекты есть не только у людей. Ученые выделяют диалекты у кашалотов — они могут сохраняться, даже если особи одного клана находятся на расстоянии тысяч километров. Также диалекты были описаны у волков, дельфинов, косаток, даманов и певчих птиц.

Прометей безотчий