Исследовательская группа по оборонным науке и технологиям министерства обороны Австралии совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США завершили первый этап испытаний перспективной гиперзвуковой ракеты HIFiRE (Hypersonic International Flight Research Experimentation, международная экспериментальная программа исследования гиперзвукового полета). Этот этап включал в себя несколько запусков ракеты, в ходе последнего из которых она сумела развить скорость в 7,5 числа Маха (9,3 тысячи километров в час).
Программа HIFiRE стартовала в 2012 году. Основной ее целью являются исследование и разработка технологий устоявшегося продолжительного гиперзвукового полета. В ходе программы планируется провести испытания гиперзвукового планера, ракеты с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем на скорости в восемь чисел Маха и гиперзвукового летательного аппарата. Аппарат будет испытываться на скорости устоявшегося гиперзвукового полета на скорости в восемь чисел маха.
В перспективе все наработки станут основой для разработки гиперзвукового оружия. Помимо специалистов из Исследовательской группы по оборонным науке и технологиям министерства обороны Австралии и Исследовательской лаборатории ВВС США в проекте принимают участие ученые из Квинслендского университета, а также конструкторы из американского авиастроительного концерна Boeing и британской компании BAE Systems.
Испытания гиперзвуковой ракеты проводились на полигоне в Вумере в Южной Австралии. Многие подробности о ходе испытаний в рамках первого этапа засекречены. Стороны, принимавшие участие в проверках, утверждают, что они прошли успешно. Ранее сообщалось, что на первую половину 2017 года были запланированы два испытания гиперзвуковой ракеты HIFiRE. В начале 2017 года с помощью ракеты планировалось запустить два гиперзвуковых планера.
Планеры должны были быть сделаны из алюминия и получить медные носовые части и передние кромки аэродинамических поверхностей. Как утверждалось, в полете на гиперзвуковой скорости планеры должны были одновременно отделиться от ракеты. При этом один планер должен был уйти вверх от плоскости полета ракеты под углом в 25 градусов, а другой — резко перейти в горизонтальный полет. Таким образом планировалось проверить устойчивость конструкции к перегрузкам при маневрировании на гиперзвуковой скорости.
Кроме того, в 2017 году планировалось провести запуск ракеты с адаптивной системой управления полетом. Работа системы должна была проверяться при скорости в семь чисел Маха и при динамическом давлении до 48 килопаскалей при маневрировании, включая разворот с устоявшимся ускорением и резкую смену курса. Адаптивная система управления полетом должна была контролировать летные параметры ракеты и обеспечивать стабильность и управляемость. Предполагалось, что продолжительность этого полета составит 540 секунд.
В конце 2017 года разработчики намерены проверить новые гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели с прямоугольно-эллиптическим внутренним переходом. Эти двигатели будут проверяться во время гиперзвукового полета к земной поверхности с высоты 300 километров. Первая версия таких двигателей проверялась еще в 2015 году. Тогда запуск был произведен в Норвегии. Это испытание оказалось неудачным, поскольку разработчики большую часть полета не получали телеметрические данные.
Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель представляет собой относительно простую конструкцию и состоит из воздухозаборника, камеры сгорания и сопла. Во время полета на гиперзвуковой скорости воздух попадает в воздухозаборник где сжимается и практически без торможения попадает в камеру сгорания, где смешивается с топливом. После этого продукты сгорания образуют реактивную струю. Двигатель начинает работать при скорости в четыре числа Маха, а его теоретический предел составляет 24 числа Маха.
В середине апреля текущего года стало известно, что российские разработчики провели испытания новой гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон». Во время испытаний ракета смогла развить маршевую скорость в восемь чисел Маха, что на два числа Маха больше, чем планировалось ранее. Разработка гиперзвуковой крылатой ракеты ведется с конца 2000-х годов. Предположительно «Циркон» — двухступенчатая ракета, в которой для набора скорости используется твердотопливный ракетный двигатель.
Василий Сычёв
Американские компании Raytheon Technologies и Northrop Grumman показали, что оператор в одиночку может контролировать рой из более ста беспилотных систем. Как пишет C4ISRNET, разработка Raytheon позволила контролировать 130 настоящих дронов и 30 имитируемых, а Northrop — рой из 174 платформ.