Исследовательская группа по оборонным науке и технологиям министерства обороны Австралии совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США завершили первый этап испытаний перспективной гиперзвуковой ракеты HIFiRE (Hypersonic International Flight Research Experimentation, международная экспериментальная программа исследования гиперзвукового полета). Этот этап включал в себя несколько запусков ракеты, в ходе последнего из которых она сумела развить скорость в 7,5 числа Маха (9,3 тысячи километров в час).
Программа HIFiRE стартовала в 2012 году. Основной ее целью являются исследование и разработка технологий устоявшегося продолжительного гиперзвукового полета. В ходе программы планируется провести испытания гиперзвукового планера, ракеты с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем на скорости в восемь чисел Маха и гиперзвукового летательного аппарата. Аппарат будет испытываться на скорости устоявшегося гиперзвукового полета на скорости в восемь чисел маха.
В перспективе все наработки станут основой для разработки гиперзвукового оружия. Помимо специалистов из Исследовательской группы по оборонным науке и технологиям министерства обороны Австралии и Исследовательской лаборатории ВВС США в проекте принимают участие ученые из Квинслендского университета, а также конструкторы из американского авиастроительного концерна Boeing и британской компании BAE Systems.
Испытания гиперзвуковой ракеты проводились на полигоне в Вумере в Южной Австралии. Многие подробности о ходе испытаний в рамках первого этапа засекречены. Стороны, принимавшие участие в проверках, утверждают, что они прошли успешно. Ранее сообщалось, что на первую половину 2017 года были запланированы два испытания гиперзвуковой ракеты HIFiRE. В начале 2017 года с помощью ракеты планировалось запустить два гиперзвуковых планера.
Планеры должны были быть сделаны из алюминия и получить медные носовые части и передние кромки аэродинамических поверхностей. Как утверждалось, в полете на гиперзвуковой скорости планеры должны были одновременно отделиться от ракеты. При этом один планер должен был уйти вверх от плоскости полета ракеты под углом в 25 градусов, а другой — резко перейти в горизонтальный полет. Таким образом планировалось проверить устойчивость конструкции к перегрузкам при маневрировании на гиперзвуковой скорости.
Кроме того, в 2017 году планировалось провести запуск ракеты с адаптивной системой управления полетом. Работа системы должна была проверяться при скорости в семь чисел Маха и при динамическом давлении до 48 килопаскалей при маневрировании, включая разворот с устоявшимся ускорением и резкую смену курса. Адаптивная система управления полетом должна была контролировать летные параметры ракеты и обеспечивать стабильность и управляемость. Предполагалось, что продолжительность этого полета составит 540 секунд.
В конце 2017 года разработчики намерены проверить новые гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели с прямоугольно-эллиптическим внутренним переходом. Эти двигатели будут проверяться во время гиперзвукового полета к земной поверхности с высоты 300 километров. Первая версия таких двигателей проверялась еще в 2015 году. Тогда запуск был произведен в Норвегии. Это испытание оказалось неудачным, поскольку разработчики большую часть полета не получали телеметрические данные.
Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель представляет собой относительно простую конструкцию и состоит из воздухозаборника, камеры сгорания и сопла. Во время полета на гиперзвуковой скорости воздух попадает в воздухозаборник где сжимается и практически без торможения попадает в камеру сгорания, где смешивается с топливом. После этого продукты сгорания образуют реактивную струю. Двигатель начинает работать при скорости в четыре числа Маха, а его теоретический предел составляет 24 числа Маха.
В середине апреля текущего года стало известно, что российские разработчики провели испытания новой гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон». Во время испытаний ракета смогла развить маршевую скорость в восемь чисел Маха, что на два числа Маха больше, чем планировалось ранее. Разработка гиперзвуковой крылатой ракеты ведется с конца 2000-х годов. Предположительно «Циркон» — двухступенчатая ракета, в которой для набора скорости используется твердотопливный ракетный двигатель.
Василий Сычёв
Академия оборонных наук КНДР провела финальные испытания гиперзвуковой ракеты. Как сообщает северокорейское Центральное телеграфное агентство, на этот раз боеголовка поразила цель на расстоянии тысячи километров.