Антифриз и наностержни реанимировали замороженные эмбрионы рыб

Группа американских ученых успешно разморозила эмбрионы рыбы вида данио-рерио (Danio rerio) после криоконсервации. Используя инъекции золотых наностержней и пропиленгликоля (раствор которого также используется в качестве антифриза) до заморозки и облучение лазером при разморозке, исследователи смогли успешно «оживить» 72 из 223 эмбрионов, использованных в эксперименте. Статья опубликована на сайте журнала ACS Nano.

Криоконсервация, или криогенная заморозка, — это применение низких температур для хранения живых организмов с целью последующего восстановления их биологических функций. Такая технология многие годы успешно применяется при сохранении половых клеток и эмбрионов человека. Однако криоконсервация эмбриона позвоночных является более сложной задачей из-за его большого размера и сложной структуры. До сих пор ученые не приходили к успеху при попытках разморозить эмбрионы рыб без потерь их биологических функций.

Авторы нового исследования предложили новый способ криоконсервации эмбрионов рыб. Он заключается в инъекции пропиленгликоля (криопротектора) и золотых наностержней. Криопротекторы и золотые наностержни внедряются с целью заменить молекулы воды в клетках эмбриона, уменьшая тем самым риск образования в них льда и обезвоживания при разморозке. Эмбрион затем замораживается при помощи жидкого азота, а разморозка происходит при помощи облучения лазером. Ученые применили этот метод криоконсервации на 223 эмбрионах рыб данио-рерио, которые часто используются в биологических исследованиях.

Ученые сообщают, что не все эмбрионы данио-рерио выжили в ходе эксперимента: результаты показывают, что в течение часа после разморозки выжил только 31 процент всех эмбрионов. Дальнейшее развитие (после трех часов) без нарушений наблюдалось у 17 процентов эмбрионов, а первая активность через сутки после разморозки — у 10 процентов. Однако, как отмечают ученые, альтернативный процесс обычной криоконсервации и последующей разморозки без применения криопротектора не пережил ни один эмбрион из контрольной группы.

Криогенная заморозка используется не только как технология сохранения целых живых организмов, но и в медицине — для сохранения донорских органов при перевозке. В нашей заметке вы можете прочитать про недавнюю разработку американских ученых в этой области.

Экспрессию генов включили током от батарейки