Центр аддитивного производства Командования кораблестроения и вооружения ВМС США разработал временное решение, позволяющее бороться с эпизодами возникновения гипоксии у летчиков учебных самолетов T-45 Goshawk. Как сообщает Defense Aerospace, новая разработка представляет собой перепускной клапан, встраиваемый в систему подачи дыхательной смеси в маску летчика.
Гипоксией называется пониженное содержание кислорода в крови из-за его недостатка во вдыхаемом воздухе или из-за содержания в нем газов, блокирующих насыщение крови. Недостаток кислорода может приводить к потере ориентации, помутнению или потере сознания, ухудшению зрения. Случаи развития гипоксии у летчиков некоторых типов боевых самолетов фиксируются ежегодно.
Для некоторых типов американских боевых самолетов случаи возникновения симптомов гипоксии у летчиков очень часты. Речь идет об истребителях F-22 Raptor и F/A-18E/F Super Hornet, а также учебных самолетах T-45. Выявить какую-либо систему в возникновении гипоксии или выяснить причины этого состояния у летчиков пока не удается. Иногда гипоксия приводит к потере управления самолетом и гибели летчика.
Разработанный специалистами перепускной клапан представляет собой временное решение, поскольку не устраняет саму причину возникновения гипоксии у летчиков. Этот клапан, напечатанный на 3D-принтере, должен устанавливаться в разрыв воздушной трубки возле дыхательной маски. По инструкции при появлении симптомов гипоксии летчик должен переключить клапан, что даст ему возможность дышать воздухом из кабины.
В настоящее конструкция учебных самолетов T-45 такова, что летчики при самом взлете обязаны надевать дыхательные маски. Дело в том, что маски являются частью конструкции крепления шлема. Кроме того, в них установлены переговорные микрофоны. Из-за этого летчики с момента взлета и до самой посадки дышат воздушной смесью, подаваемой в маску из бортовой системы генерации кислорода.
Воздух в кабине T-45 отличается по составу от дыхательной смеси, подаваемой в маску, поскольку обновляется естественным путем, а не формируется специальными системами. По этой причине самолетам T-45 в настоящее время запрещено выполнять полеты на большой высоте, чтобы летчики могли в любой момент отсоединить маску и начать дышать воздухом из кабины.
В марте прошлого года ВМС США обнародовали статистику, согласно которой с 1 ноября 2013 года по 31 октября 2014 года у пилотов истребителей F/A-18 фиксировались 70,98 случая гипоксии на каждые сто тысяч летных часов. Количество таких эпизодов по невыясненной пока причине существенно увеличилось. Так, с 1 ноября 2005 года по 31 октября 2006-го на каждые сто тысяч летных часов приходились 5,84 случая гипоксии.
Кроме того, военные отметили резкое увеличение случаев возникновения симптомов гипоксии и у летчиков учебных самолетов T-45. Пока причина этих эпизодов не выяснена, вести подготовку летчиков на самолетах Goshawk запрещено. В настоящее время выполнять полеты на них разрешено только инструкторам с большим количеством летных часов в стаже.
Василий Сычёв
Эмиратская компания Halcon представила на выставке в Абу-Даби рой барражирующих боеприпасов. Как пишет Breaking Defense, эти боеприпасы сами между собой решают, сколько их понадобится для уничтожения цели. Они могут атаковать как статичные, так и движущиеся объекты.