Израильские ученые обнаружили у самок клопов-слепняков Lygus hesperus вещество, подавляющее действие антиафродизиаков самцов. Таким образом самки контролируют срок, на который перестают привлекать других клопов-самцов. Статья опубликована в журнале eLife.
У многих видов животных имеются механизмы, с помощью которых самцы защищают оплодотворённых ими самок от спаривания с другими самцами. Такая тактика повышает шансы на то, что именно данный самец станет отцом потомства, а другие самцы понапрасну не тратят свои силы на «занятую» самку. Например, у некоторых видов насекомых в сперме присутствуют соединения-антиафродизиаки, которые отбивают у других самцов желание спариваться с уже оплодотворённой самкой (1, 2). На протяжении нескольких дней или даже недель после спаривания самка выделяет эти вещества, и лишь когда концентрация антиафродизиаков сходит на нет, она вновь становится привлекательной для других самцов. Авторы данного исследования в своей предыдущей работе уже показали это на клопах-слепняках.
Такая стратегия хороша, если спаривание происходит лишь один раз в жизни, или если продолжительная «непривлекательность» не становится губительна для самки. Но в случае, если это происходит несколько раз в течение жизненного цикла, долгая неспособность спариваться может быть быть как полезной, так и приносить вред. С одной стороны, самка меньше подвергается вниманию, порой агрессивному, со стороны самцов, что может положительно влиять на продолжительность ее жизни. С другой стороны, указанная стратегия может быть вредна, если самка уже отложила яйца и готова к спариванию, но антиафродизиак все еще действует. Или, наоборот, самка еще не отложила яйца, а действие антиафродизиака уже закончилось. Нужно учитывать, что срок, на который самка перестаёт привлекать внимание, зависит от количества антиафродизиака в сперме, поэтому для самцов всегда выгоднее передать больше этого вещества, в то время как для самок это не всегда подходящий вариант.
В новой работе объектом исследования стали клопы-слепняки, самки которых спариваются несколько раз на протяжении жизненного цикла. Ученые предположили, что самкам этих насекомым необходимо как-то контролировать время, на которое они перестают привлекать самцов. С использованием метода хромато-масс-спектрометрии авторы статьи изучили вещества, которые передаются в сперме от самцов к самкам, и обнаружили ранее известный антиафродизиак миристилацетат, а также новое соединение — геранилгеранилацетат. В экспериментах по изучению влияния этих веществ на поведение самок учёные обнаружили, что они подавляют привлекательность самок для самцов.
Авторы исследования также обратили внимание на вещество, которое не передавалось самцами, а вырабатывалось непосредственно в организме самок. Причем оно получалось гидролизом геранилгеранилацетата до геранилгераниола. Это вещество противодействовало двум антиафродизиакам и работало как антиантиафродизиак. Отдельно взятый, геранилгераниол не привлекает и не отталкивает самцов, а работает только при наличии миристилацетата или геранилгеранилацетата.
О существовании антиантиафродизиаков до этого не было известно и ученые считают, что наличие таких веществ помогает самкам контролировать срок, на который они перестают привлекать самцов, а также более аккуратно сигнализируют другим самцам, что они готовы к спариванию.
Клопы-слепняки – вредители хлопка, клубники и других растений, и новые знания об их размножении могут помочь контролировать популяцию насекомых. В настоящее время для этого используются пестициды, но, возможно, в будущем появятся новые способы, основанные на действии антиафродизиаков или антиантиафродизиаков.
Межполовые отношения у других животных порой бывают довольно агрессивными. Например, павианы чаще
тех самок, которых затем выбирают для спаривания.
Надежда Потапова
Одна парализованная пациентка смогла «произносить» 62 слова в минуту, а другая — 78
Две команды ученых из США научили декодеры превращать сигналы мозга парализованных пациентов в текст в три-четыре раза быстрее, чем удавалось прежде. Статьи об этом [1, 2] опубликованы в Nature. Одни исследователи создали декодер, который переводил в текст беззвучную речь пациентки в текст со скоростью 62 слова в минуту, а вторая группа разработала немного другой интерфейс и перевела сигналы мозга не только в текст, но и в устную речь цифрового аватара и в его мимику. Их декодер генерировал текст со скоростью 78 слов в минуту. Предыдущий рекорд для подобных интерфейсов — 18 слов в минуту.