У лягушек нашли примитивные колени

Аргентинские ученые изучили скелеты земноводных, и нашли у некоторых из них едва заметные волокнистые хрящевые соединения, которые ученые до сих пор упускали из виду. Авторы полагают, что эти соединения являются примитивными коленями, которые у других видов в ходе эволюции развились в костные коленные чашечки. Это открытие может изменить представления о том, как развивались надколенники, и о ходе эволюции. Статья опубликована в журнале The Anatomical Record.

До сих пор считалось, что колени эволюционировали у птиц, некоторых чешуйчатых пресмыкающихся и у млекопитающих, но отсутствуют у лягушек. Коленная чашечка, между тем, является наиболее изученной из сесамовидных костей, но до сих пор о наличии примитивных колен у беспанцирных земноводных практически не сообщалось.

Группа аргентинских биологов собрала 20 образцов скелетов, тщательно изучив их топографию и тканевой состав. У нескольких видов лягушек они обнаружили примитивные коленные чашечки, и более детально, по тонким срезам тканей, изучили структуры, их составляющие.

Авторы сообщают, что колени у лягушек не костные, но мягкие и волокнистые, и лучше подходят для прыжков, в то время как человеческие колени более плотные и позволяют выдерживать вес тела. Небольшие структуры, составляющие колено лягушки, авторы назвали проксимальными и дистальными надколенниками. Проследив их эволюцию, ученые обнаружили, что именно они позднее эволюционировали в коленные чашечки у земноводных и, возможно, у четвероногих в целом.

Впрочем, чтобы с точностью установить, что данные образования и в самом деле являются коленями, потребуется больше исследований. С комментариями ученых можно ознакомиться в материалах журнала New Scientist.

Что же касается вопросов эволюции, история развития амфибий постоянно пересматривается и дополняется. Данное исследование может указывать на то, что колени начали формироваться еще 400 миллионов лет назад, когда первые четвероногие начали выходить на сушу. Ранее мы писали о четырехногой змее, восполнившей недостающие пробелы в истории эволюции, а недавно палеонтологи пересмотрели схему эволюции амфибий и описали древнейшего предка современных червяг.

Анна Зинина

Плохая утилизация белков поспособствовала нейродегенерации

Нейродегенерация может проходить быстрее, если в нервных клетках не хватает белков-ретромеров, которые отвечают за расщепление токсичного тау-белка. К такому выводу пришли ученые, наблюдавшие за генно-модифицированными дрозофилами, которые производили человеческий тау-белок в 39 нейронах глаза. Сам по себе тау-белок уже вызвал гибель нервных клеток, а дефицит ретромеров ее только усилил — что, возможно, происходит и у людей, когда развивается болезнь Альцгеймера. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.