Американский конструктор канадского происхождения Пол Моллер выставил на продажу прототип своей летающей машины M400 Skycar, разработкой которой он занимался с 1960-х годов. Машина выставлена на торги на eBay. Начальная стоимость прототипа заявлена в размере одного миллиона долларов, но доступна и опция мгновенной покупки за пять миллионов долларов. Вместе с летающим автомобилем новый владелец бесплатно получит полный отчет об истории Skycar.
Согласно описанию на странице товара, на продажу выставлен прототип летающей машины под обозначением G90. В описании заявлено, что прототип представлен в четырехместной конфигурации (передний и задний ряд кресел) с восемью роторными двигателями Rotapower (мощность одной силовой установки — 180 лошадиных сил). Skycar способна выполнять полеты на трех видах топлива: бензине, этиловом и метиловом спирте. Покупатель получит автомобиль в техническом оснащении по состоянию на 2001 год, когда он совершил первый полет.
В качестве продавца M400 указана компания Moller International. Утверждается, что по желанию покупателя машина может быть приведена в исправное техническое состояние, готовое к полету. При это указывается, что транспортное средство не имеет сертификации Федерального управления гражданской авиации США и не допущено к полетам. Тем не менее, по желанию покупателя и с помощью Moller International можно будет получить разрешение управления на полеты Skycar.
Машина выполнена по схеме конвертоплана с четырьмя поворотными мотогондолами. Длина M400 составляет 6,5 метра, а размах крыльев, на которых закреплены двигатели, — 2,6 метра. Масса летающей машины составляет 1,1 тонны. Согласно проекту, Skycar может развивать скорость до 533 километров в час и выполнять полеты на крейсерской скорости в 496 километров в час. Дальность полета машины составляет 1,2 тысячи километров. Потолок летательного аппарата с вертикальными взлетом и посадкой определен в 10,9 тысячи метров.
Разработка летающей машины Skycar велась Моллером с 1960-х годов. Проект стартовал вскоре после того, как изобретатель защитил кандидатскую степень по аэродинамике в канадском Университете МакГилл в 1963 году. В общей сложности в рамках проекта были созданы три прототипа летающей машины Skycar — M150, M200X и M400. Первый представлял собой одноместный демонстратор технологий, который публично никогда не демонстрировался и не испытывался, а второй — четырехместную полноразмерную модель.
M400 был представлен в 2001 году. Тогда же машина совершила первые вертикальные взлет и посадку. Позднее прототип машины выполнил еще несколько взлетов и посадок, в ходе каждого из которых он был привязан страховочным тросом. Свободный полет машина M400 никогда не совершала. Все взлеты и посадки Skycar выполняла на дистанционном управлении. В общей сложности Моллер потратил на разработку летающей машины более 150 миллионов долларов.
Следует отметить, что Моллер несколько раз пытался продавать прототипы Skycar. Ранний прототип машины был выставлен на продажу на eBay в 2003 году, спустя всего два года после первого полета. В 2006 году Моллер выставил на торги прототип M200X. По условиям торгов, покупателем должен был стать человек, предложивший за машину более 3,5 миллиона долларов. В ходе торгов стоимость машины довели до трех миллионов ста долларов.
Василий Сычёв
В других опытах использовался морской моллюск хитон
Японские инженеры использовали мокрицу и морского моллюска хитона в качестве захвата для роборук. В экспериментах оба беспозвоночных успешно захватывали, удерживали и вращали предметы в воздушной и водной среде соответственно. Исследователи надеются, что в будущем этих и других животных можно будет использовать для создания биогибридных устройств. Впрочем, некоторые их коллеги настроены скептично. Препринт исследования выложен на сайте arXiv. Ученые давно вдохновляются анатомией животных при создании разнообразных роботов. А в последнее время разрабатывается все больше биогибридных устройств, в которых живые организмы или части их тел совмещены с механическими деталями. Например, в прошлом году американские инженеры превратили мертвого паука-волка в пневматический захват. Авторы другого проекта использовали усики и мозг живой саранчи, чтобы создать детектор злокачественных клеток (подробнее об этом читайте в нашем материале «Запах опухоли»). Команда инженеров, которую возглавил Кэндзиро Тадакума (Kenjiro Tadakuma) из Университета Тохоку, предложила использовать живых существ в качестве концевых эффекторов (захватов) роботов. Согласно задумке исследователей, животное можно прикрепить на конец стандартной конечности робота и захватывать с его помощью различные предметы. В первую очередь на эту роль подойдут существа с экзоскелетом, для которых характерны рефлекторные движения. Чтобы оценить потенциал этой идеи в воздушной и водной средах, Тадакума и его соавторы провели серию экспериментов со сворачивающейся в шар мокрицей из семейства Armadillidiidae и морским моллюском из класса хитонов (Polyplacophora), представители которого используют нижнюю часть мантии и ногу в качестве мощной присоски для крепления к камням и скалам. По одной особи каждого вида поймали в кампусе Университета Тохоку и в Японском море соответственно. Механические детали роборук напечатали на 3D-принтере. Для присоединения мокрицы к роботизированной конечности исследователи разработали крепления с одним или двумя гибкими жгутами. Крепление первого типа позволяло ракообразному свернуться в шар, а крепление второго типа фиксировало его в развернутом состоянии. При этом хитона прикрепили к роборуке с помощью нанесенного на панцирь эпоксидного клея. Эксперименты с мокрицей проводились в воздушной среде. В ходе испытаний исследователи подносили кусочек ваты к роборуке с прикрепленным к ее концу ракообразным. После прикосновения к этому объекту мокрица рефлекторно сворачивалась и захватывала его. А примерно через 115 секунд она снова разворачивалась и отпускала ватку. В других тестах к кусочку ваты подносили мокрицу, которая не могла свернуться, поскольку была прикреплена к роборуке парой креплений. Вместо этого она перебирала конечностями, перемещая ватку. https://youtu.be/yo_mXCJRFZs Испытания хитона в качестве концевого эффектора проводились в аквариуме. Моллюска, прикрепленного к роборуке, подносили к предметам, сделанным из пробки, дерева и пластика. Во всех случаях хитон прочно прикреплялся нижней частью тела к поверхности этих объектов. Для сравнения, обычные вакуумные присоски не могут удерживать предметы из пробки и дерева. Кроме того, авторы сняли на видео, как неподвижно закрепленный хитон пытается ползти вдоль деревянного и пластикового цилиндра и в результате вращал его. https://youtu.be/fL4DzqKwUYw Ни одно из животных во время испытаний не пострадало. После окончания опытов мокрицу выпустили в дикую природу, а хитон остался жить в аквариуме. Результаты экспериментов подтверждают, что живых существ можно использовать в качестве рабочих инструментов роботов. Однако исследователи признают, что пока у них нет возможности контролировать время, в течение которого подопытные животные удерживают предметы. Если мокрицы через несколько минут сами отпускают кусочек ваты, то хитоны могут оставаться прикрепленными к предметам намного дольше. Авторы предполагают, что, поскольку эти моллюски избегают солнечного света, их можно вынудить ослабить хватку или начать перемещать объект с помощью оптических стимулов. Тадакума с соавторами предполагают, что концевыми эффекторами могут быть не только мокрицы и хитоны, но и другие организмы, начиная с бактерий и инфузорий. Например, морские звезды, осьминоги и лягушки могли бы захватывать предметы с помощью присосок, а грифовые черепахи (Macrochelys temminckii) — перекусывать их своими челюстями. Пауков и гусениц шелкопрядов авторы предлагают использовать для трехмерной печати шелком. Впрочем, некоторые коллеги скептически отнеслись к идеям авторов. По их мнению, использование живых существ в качестве эффекторов не приносит никакой дополнительной выгоды и при этом вызывает множество этических вопросов. Ранее мы рассказывали о том, как инженеры из США использовали чучела птиц для создания орнитоптеров. Один из прототипов с искусственным корпусом покрыт настоящими перьями фазана, а в передней части корпуса закреплена голова чучела кеклика. Второй беспилотник создан на базе крыльев голубя. Оба таксидермических махолета успешно выполнили тестовые полеты. В будущем подобные орнитоптеры могут использоваться для наблюдения за дикой природой или для разведывательных миссий.