Американский стартап Boom Technology внес изменения в проект демонстратора технологий перспективного сверхзвукового пассажирского самолета XB-1. Как пишет Aviation Week, изменения были внесены во время анализа эскизного проекта самолета. С ними компания защитила проект и в ближайшее время приступит к сборке летного образца демонстратора технологий.
Гражданских сверхзвуковых самолетов сегодня не существует. В 1970-х годах были введены в эксплуатацию российский сверхзвуковой лайнер Ту-144 и французский Concorde. Первый в пассажирских перевозках использовался чуть меньше года, а второй — до 2003 года. Оба самолета были списаны из-за очень высокой стоимости билетов на перелет.
Существующие сегодня технологии позволяют сделать сверхзвуковой самолет относительно экономичным, а значит и сами перевозки не дорогими. Кроме того, ведущиеся сегодня разработки в будущем позволят конструировать «тихие» сверхзвуковые самолеты, которым будет разрешено выполнять полеты над населенной частью суши.
В ноябре прошлого года Boom Technology представила модель XB-1, выполненную по изначальному эскизному проекту. Ее длина составляет 20,7 метра, а размах крыла — 5,2 метра. Аппарат планируется оснастить тремя турбореактивными двигателями GE J85-21, каждый из которых способен развивать тягу до 15,7 килоньютона. Модель была оснащена двумя трапециевидными воздухозаборниками.
Расчетная крейсерская скорость XB-1 составляет 2,2 числа Маха (2,7 тысячи километров в час), а дальность полета — 1,9 тысячи километров. Максимальная взлетная масса демонстратора технологий составляет 6,1 тонны. Демонстратор технологий оснащен лишь двухместной кабиной пилотов.
Самолет получил острую носовую часть и относительно невысокий киль, лишь ненамного возвышающийся над самой верхней точкой фонаря кабины пилотов. Самолет имеет узкий фюзеляж и крыло большой стреловидности по передней кромке. Аппарат оснащен трехстоечным шасси, убираемым в ниши в фюзеляжа.
Во время анализа эскизного проекта конструкторы решили уменьшить размеры двух воздухозаборников и добавить третий. Теперь каждый двигатель будет получать воздушную смесь от своего воздухозаборника. Кроме того, была изменена форма киля — он стал ниже и уже. Это было сделано для того, чтобы самолет был более устойчив к порывам бокового ветра.
После завершения испытаний демонстратора технологий компания Boom Technology намерена разработать полноразмерный прототип сверхзвукового пассажирского самолета. Этот летательный аппарат будет иметь в длину 51,8 метра и размах крыла 18,3 метра. Самолет будет рассчитан на перевозку 45 пассажиров.
Для сравнения один из самых распространенных современных пассажирских лайнеров Boeing 737 имеет в длину от 28 до 42 метров в зависимости от версии и размах крыла от 28 до 34 метров. Самолет может перевозить от 103 до 215 пассажиров на скорости до 852 километров в час на расстояние до 6,2 тысячи километров.
Как ожидается, испытания демонстратора технологий, а затем и полноразмерного прототипа сверхзвукового пассажирского самолета будут проводиться на полигоне компании Virgin Galactic в пустыне Мохаве. Boom Technology планирует провести сертификацию нового пассажирского самолета в 2023 году.
Ранее американская компания Lockheed Martin завершила эскизное проектирование перспективного «тихого» сверхзвукового самолета QueSST, разработка которого ведется с марта прошлого года по заказу NASA. Теперь агентство намерено объявить тендер на сборку первого демонстратора технологий QueSST. Планируется, что первый полет демонстратора состоится в 2021 году.
Василий Сычёв